Об энергии кундалини

Индра Деви, первая леди йоги

Человек может посылать электрическую энергию
только по проводам, но Природе не нужны провода
для того, чтобы распространять свою огромную энергию.

СВАМИ ВИВЕКАНАНДА

 

Предмет нашего сегодняшнего разговора — самый таинственный и священный момент в учении о йоге — пробуждение чудесной и загадочной энергии кундалини (или «змеевидной энергии»). Данное знание становится доступным только на самых высших ступенях йоги, поэтому пытаться постичь и осуществить это на Западе не только невозможно, но и опасно. В равной степени это нельзя осуществить при помощи письменных инструкций, ибо такой шаг требует постоянного контакта и наблюдения со стороны гуру, т. е. духовного наставника.

Но, как изучающий йогу, вы должны по крайней мере иметь представление о том, что такое кундалини, поскольку пробуждение этой энергии — основа и суть йоги.

В конце нашего первого урока, если вы помните, я упомянула о пране и объяснила, что эта энергия существует в атмосфере в виде флюидов и присутствует во всем, в чем есть жизнь, от амебы до человека. Воздух, солнечный свет, вода, растения, минералы, пища— все насыщено этой животворной субстанцией и является источником энергии, жизнеспособности и силы.

Йога учит, что прана циркулирует в наших телах по системе специальных каналов, называемых надИ от слова над, что значит «движение». Нади пронизывают все наше астральное тело подобно тому, как артерии, вены и нервы пронизывают наше физическое тело.

Предполагается, что астральное тело человека имеет ту же форму и те же размеры, что и его физическое тело. Но, состоящее из более тонкой субстанции, оно невидимо для глаза (исключая ясновидящих). Йоги утверждают, что мы имеем семь тел, считая и наше физическое тело. К такому же выводу пришли три француза: полковник Альбер Роша, его ученик Шарль Ланселен и д-р Гастон Дюрвиль, которые в течение нескольких лет проводили различные эксперименты и проделали большую научную работу.

Будучи атрибутом астрального, а не физического тела, нади невидимы для обычного глаза: чтобы увидеть их, надо обладать определенной степенью ясновидения. Именно способность древних йогов к ясновидению сделала возможными исследования и открытия в этой области: иначе как бы они смогли так подробно изучить человеческий организм со всеми его функциями тысячи лет тому назад, когда еще не существовало никаких приборов и инструментов? Ясно, что они должны были знать о существовании эндокринных желез, поскольку большая часть поз йоги рассчитана на стимуляцию функционирования одной или нескольких таких желез. С другой стороны, современная наука не знала почти ничего об эндокринной системе до 1899 года— года официального признания эндокринологии.

И все же западные ученые продолжают относиться довольно скептически к теории о пране, потому что они не могут создать прибор, который бы зарегистрировал ее, и, следовательно, прана как предмет исследования для них не существует.

Между прочим, о существовании праны было известно не только индийским йогам, но и представителям различных школ оккультных наук в Египте, Иудее, Тибете, Китае, позже в Японии и, наконец, в Греции. Даже первые христиане знали об этой загадочной космической энергии, для которой у них было много разных названий.

В Книге Бытия, например, иудеи именовали ее «Дыхание и Дух Жизни». Тибетская школа и японская школа дзен, которые первоначально были основаны в Китае, куда в свое время были занесены миссионерами из Индии, включают в свой курс Пранаямы и другие упражнения йоги, управляющие дыханием. Цель этих тренировок— воздействовать на циркуляцию праны в теле. Для чистоты нади йоги разработали специальные очищающие процедуры — шодана.

Три наиболее важные нади—это шушумна, ида и пингала. Шушумна — основная нади — расположена внутри спинного хребта, а ида и пингала извиваются по обе стороны его подобно змеям.

Шушумна имеет форму прямого прута, ида и пингала— свернутых кольцами змей, а два лепестка аджна чакры — пары крыльев. Маленький шар на верху прута символизирует шишковидную железу.

 

Схема чакр

 

Ида, протекающая через левую ноздрю,— лунная, женственная, несущая прохладу. Пингала, протекающая через правую ноздрю,— солнечная, мужественная и согревающая.

Физическими «двойниками» иды и пингалы, вероятно, являются симпатические узлы нашей нервной системы, а «двойником» шушумны—спинной хребет. Беря начало в самом низком центре Космической Энергии, муладхара чакра (или колесо) устремляется к верхнему центру, расположенному в затылочной части головы,— сахасрара чакре.

Прежде чем продолжить наш разговор, давайте взглянем на схему чакр (см. рис.) для более ясного понимания предмета обсуждения. На рисунке вы видите семь основных центров Космической Энергии, расположенных вдоль спинного хребта, или шушумна нади, и свернутые в виде колец две другие нади—ида и пингала. Эти центры называются чакра, т.е. колеса, или падма, т.е. лотос. Это астральные двойники нервных узлов анатомии человека. Однако их не следует смешивать с чакрами, так как, подобно нади, чакры принадлежат другому измерению.

Существует семь основных чакр. Самая нижняя — муладхара — расположена у основания позвоночника. Она управляет процессами очищения от шлаков и соответствует крестцовому нервному узлу. Это действительно оккультный центр тела, потому что он заключает в себе тайну скрытой энергии кундалини, символом которой является змея с хвостом во рту, свернувшаяся в три с половиной кольца. Она закрывает вход к главной нади — шушумне, которая берет основание в муладхара чакре. Кстати, во всей Азии, так же как в древнем Египте и Греции, Божественная Энергия изображается в виде змеи.

Вторая чакра — свадиштхана—располагается напротив половых органов. Она контролирует сексуальную сферу и соответствует надчревному нервному узлу.

Третья чакра—манипура—напротив пупка. Она управляет пищеварительными процессами. Ее физический двойник — нервные узлы солнечного сплетения.

Четвертая чакра — анахат—на уровне сердца. Она управляет дыханием и соответствует нервным сплетениям сердечной мышцы.

Пятая чакра — вишудха—расположена позади горла. Она управляет речью и соответствует нервным узлам гортани.

Шестая чакра—аджна—расположена между бровями. Она контролирует автономную нервную систему и соответствует пещеристому телу или, что более вероятно, шишковидной железе. Это—местонахождение мистического «третьего глаза» Шивы и, как считают йоги, центр ясновидения. (Нередко библейскому Иегове также приписывается обладание таким «третьим глазом».) Аджна чакра располагается там, где «встречаются» шушумна, ида и пингала, образуя Священный Узел, называемый тривени.

Седьмая и последняя чакра — сахасрара— соответствует коре головного мозга. Она известна также как Тысячелепестковый Лотос. Все лотосы, или чакры, имеют определенное число лепестков, которое варьируется от 2 до 16, а самая высокая чакра представлена лотосом с огромным количеством лепестков.

Когда энергия кундалини, разбуженная специальными упражнениями, проходит от самой низшей чакры, муладхары, сквозь центральную нади—шушумну и сквозь все остальные чакры, они начинают «вращаться», как настоящие колеса, и раскрывают все свои лепестки подобно лотосу. Когда кундалини попадает в последний высший центр, йоги достигают своей цели: происходит «божественное слияние Духа и Материи». При этом сознание йога соединяется с Сознанием Вселенной, и наступает состояние полной нирваны, называемое самадхи. Следует отметить, что даже среди йогов это состояние полного духовного просветления доступно только немногим.

Были случаи, когда великие мистики и святые, исповедующие разные религии, испытывали и описывали подобные состояния, но не могли объяснить, как сознательно можно достичь его.

Пробуждение и восхождение энергии кундалини, достигаемое при помощи разнообразных упражнений и тренировок — наиболее загадочный этап обучения йоге. Процесс обучения всегда осуществляется в устной форме, т.е. в виде наставлений учителя ученику. Невозможно дать его описание, и это не должно быть сделано никогда.

В своей работе «Высшее физического развитие» Хервард Каррингтон говорит, что многое было сделано для того, чтобы доказать, что мистическое «древо жизни», упоминающееся в Книге Бытия, связано с кундалини. Эта непостижимая энергия, которая несет с собой знание о добре и зле, была неверным образом пробуждена человеческим существом, известным в Библии как Адам. Автор полагает, что вся легенда о змее из Книги Бытия, в соответствии с восточными воззрениями, представляет собой лишь способ символизации пробуждения змееподобного огня кундалини, которая также суть первозданная электрическая энергия, называемая спейрема, или «свернувшаяся кольцом змея». В священных текстах Индии об этой энергии говорится как о «свернувшейся кольцом подобно "дремлющей змее"». В Книге Бытия она символизирована «Змеем, самым коварным из всех живых существ, созданных Богом». Когда Ева ощутила в себе эту энергию, она была обманом принуждена использовать ее во зло. Направленная «вниз», к нижним физическим центрам, змееподобная энергия несет знание зла; будучи направлена «вверх», к мозгу, она несет знание добра. Таким образом, двойная направленность солнечной энергии символизируется «древом Знания о Добре и Зле». Эта основополагающая, ключевая энергия в нашем теле непосредственно связана с сексуальной энергией и может контролироваться и видоизменяться посредством практики некоторых упражнений и поз йоги.

Что касается сексуального аспекта как такового: как многие другие, вы можете впасть в заблуждение, что йога проповедует подавление сексуальности, поскольку многие йоги ведут аскетический образ жизни. Пользуюсь случаем, чтобы заявить, что это не так. Йоги лишь владеют секретом превращения сексуальной энергии в более возвышенные типы энергии, называемые оджас, и направления их в каналы психики. Благодаря этому превращению избыточная сексуальная энергия не подавляется и не исчезает: она просто трансформируется в более совершенную субстанцию подобно тому, как лед можно превратить в воду, а воду — в пар. Подавление сексуальной энергии обычно вызывает различные психические и физические нарушения, аномалии и извращения. В то же время эта же энергия, не будучи истрачена естественным образом или на физическую и умственную деятельность, может быть направлена вверх, в солнечное сплетение или в мозг. Это практика йоги.

Пробудившаяся в йоге солнечная энергия дает ему уравновешенность, гармонию, свободу от желаний, постоянное чувство счастья. Только тогда йог способен реализовать свое истинное «Я». Божественная искра разгорается в пламя и растворяется во Всемирном Сознании. Эта Божественная Самореализация — конечная цель всех йогов, высшее и совершенное состояние, которое только возможно достичь на земле человеческому существу.

У многих на это уходит вся жизнь или даже несколько жизней. Однако это может случиться внезапно, как одаривают неожиданным подарком. Такое состояние случалось испытывать не только индийским йогам, но также мистикам, святым и духовно высокоразвитым людям в разных странах мира.

Мы, обыкновенные люди, находящиеся в плену мирской жизни и ее иллюзий, не можем достичь таких высот духовного сознания, но при этом мы должны знать, что состояние райского блаженства достижимо еще на Земле, что это — реальность и что, возможно, в предстоящих нам рождениях мы тоже сможем достичь вечного блаженства и счастья.

Вот цитата одного из философов йоги Фуллера: «Философия йоги служила утешением в течение многих столетий для многих миллионов людей не только в Индии, но и во всем мире. Этой философии следовали самые великие и наиболее влиятельные проповедники: Будда, Христос, Мохаммед, чье проникновение в область непознаваемого являлось движущей силой народов. Можно сказать, что все эти личности так или иначе были йогами. Их судьбы, совершенно непохожие одна на другую, по своему внутреннему содержанию имели много общего, так же как и их учения, сутью которых, в каждом отдельном случае, являлось достижение единой Реальности, Мира, который выше понимания».

 

<< Вернуться к списку статей

<< Вернуться в начало раздела "Йога"

Новое на сайте