Продолжение.
Но вот свадебное застолье подходит к концу. Ближе к вечеру сваха поднималась и уводила новобрачных за собой. Считалось, что в первую брачную ночь молодым нельзя спать в жилом помещении – они ночевали в подклети, нижней части избы, часто использовавшейся в качестве кладовой, в бане, хлеву или в амбаре на жерновах. Перед первой брачной ночью невесте сажали на колени мальчика, чтобы она была плодовита – по представлениям крестьян, дети, особенно мальчики, обладали чистотой и особой жизненной силой, поэтому они были задействованы в магических продуцирующих обрядах.
Перед тем, как уложить молодых спать, сваха проверяла их постель: считалось, если кто-то подбросит в первую брачную ночь в постель кошачью и собачью шерсть, жених с невестой будут жить как кошка с собакой. Иногда под постель молодым подкладывали полено. Молодая разувала мужа и подавала ему плеть, показывая свою покорность. Муж заранее прятал в сапогах монеты, что означало, что он будет содержать жену, и трижды слегка ударял жену плетью, чтобы в семейной жизни ее не бить.
Как правило, чистота, целомудрие невесты до вступления в брак высоко ценились в крестьянской среде, поэтому существовала целая система ритуалов и символов, показывающих всем участникам обряда честность (или нечестность) невесты. Так, после первой брачной ночи молодых будила сваха или свекровь и отправляла в баню, а сама тем временем проверяла постель. Простыня или сорочка со следами крови, вывешенная перед домом, демонстрировала честность невесты. Нередко обрядовые действия были более завуалированы, однако понятны всем участникам. Например, сваха во время завтрака ставила перед женихом целую или разбитую посуду в зависимости от того, честной или нет оказалась невеста. Иногда сообщать о непорочности невесты надлежало жениху: свекровь готовила для сына яичницу и по тому, ест он ее аккуратно, с краешка, или ковыряет в середине, определяли чистоту девушки. Нечестность невесты была позором и для ее родителей: им подавали «на угощение» стакан без дна, давали обидные прозвища, на отца надевали хомут, привязывали к хвостам лошадей старые тряпки и веники вместо цветов, когда ехали в гости к родителям невесты.
В первый день после брачной ночи продолжалось застолье и веселье, а для молодых наступала пора испытаний. Гости давали новоиспеченным супругам различные серьезные и шуточные задания и всячески мешали их выполнять. Разнообразие заданий зависело только от фантазии собравшихся, тут не было единого сценария. Например, молодых могли заставить пилить бревно тупой пилой, носить воду в ушате, не расплескав, сор от денег отделять, били посуду и заставляли собирать осколки, притаскивали в избу сена, чтобы невеста подмела пол, прятали утварь, затыкали трубу, чтобы дым шел в избу, и так далее.
Иногда веселье продолжалось и третий день, но оно было уже не таким шумным. На третий день молодожены с родителями жениха и его близкими родственниками ездили к родителям невесты «на перепойки» (отводины). Молодуха рассказывала родителям, как ей живется в новом доме, новоиспеченные родственники обменивались подарками, ну и, конечно, не обходилось без угощения.
Традиционно праздником молодоженов считалась масленичная неделя - последняя неделя перед Великим постом. В это время все молодые пары, венчавшиеся в последний год, гостили у родителей невесты. Особое внимание уделяла теща зятю, поэтому масленичная неделя также называется зятницей. Специально для зятя теща топила баню, готовила все, что повкуснее, и обязательно пекла блины.
Непременным развлечением на масленичной неделе были катания - на лошадях и на санях с гор. Катались на масленицу и дети, и подростки, но самыми главными участниками катаний были молодожены, которых катали на лошадях соседи-мужики, молодой муж при этом расплачивался деньгами. Участие в катании молодоженов было обязательным повсеместно. Интересно, что неженатые парни специально к масленичному катанию покупали сани, приходили в шубе, если не было своей – брали напрокат. Участвовали в катаниях и незамужние девушки, отправляясь кататься в соседние деревни группами. С гор молодожены катались после обязательного целования, за которым наблюдали приятели жениха. Если молодожены сбились со счета или замешкались при поцелуях, их останавливали и начинали считать сначала. Этот веселый обычай назывался «солить рыжики на пост».
В первые месяцы, а то и годы замужества молодая жена называлась молодухой, и только с рождением ребенка она становилась полноправным членом семьи мужа, отношение к ней менялось. Получение молодыми статуса отца и матери позволяло им вместе с ребенком образовать относительно автономную микроструктуру – семью, что дает им возможность отделиться от большой семьи.
Как правило, свою избу молодые могли получить или построить только через несколько лет после свадьбы, и первые годы супружества они проводили в доме родителей жениха. Бывало, что строительство новой избы задерживалось по причине пожара в деревне, после которого погорельцам помогали отстроиться все жители деревни, но чаще всего строительство дома для новой семьи зависело от ее материальных возможностей и самостоятельности в хозяйстве.
До тех пор, пока молодая семья жила с родителями жениха, молодая хозяйка вынуждена была выполнять в доме самую тяжелую работу, подчиняться распоряжениям всех женщин в доме: как свекрови, так и ее незамужних дочерей, даже если они были намного моложе нее. Такое положение облегчалось только после рождения первого ребенка в молодой семье (в других случаях – после рождения первого сына). Молодая мать обретала некоторую свободу в доме мужа, отношение к ней менялось.
Однако в некоторых губерниях (например, в Воронежской) молодая жена, напротив, пользовалась послаблением. Так, вновь пришедшим в семью снохам свекровь предоставляла на год, а то и на два льготу – освобождала от обязанностей «денщицы», «отправляла за них сама день» (т.е. исполняла основную работу по дому, которую поочередно выполняли все женщины в доме). Любопытно, что девушки до замужества не имели своего очередного дня, работая только на себя – готовя приданое к свадьбе.
Таким образом, искусственное растягивание границ свадебного ритуала с постепенным нарастанием обрядовой насыщенности к моменту венчания и постепенным снижением эмоционального напряжения в послесвадебный период помогало молодым приспособиться к новому социальному статусу, в ритуализированной, игровой форме пережить сложность этого перехода. Чем более детально осуществлялся ритуал, чем большее количество односельчан участвовало в нем, тем проще, с одной стороны, был для главных героев действия переход к новому социальному статусу, и тем значимее выглядело событие. Исполняя предписанные ритуалом действия, молодожены чувствовали включенность в традицию и таким образом поддерживали связь времен.
Анна Тереб
Читайте также:
Свадебный обряд русского народа. Развлечения молодежи и выбор спутника жизни
Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие
Https://alfvet.ru
https://alfvet.ru ветклиника метро медведково ветеринар на дом медведково.
alfvet.ru