Свадебный обряд русского народа. Развлечения молодежи и выбор спутника жизни

Одним из самых важных, самых радостных семейных праздников, наряду с рож­дением ребенка, испокон века была свадьба. И сейчас, проводя свадебное торжество, мы стараемся превратить его в запоминающееся событие, порой не догадываясь, что многие приметы и обычаи пришли к нам из глубины веков и теперь наполнены совсем другим смыслом, нежели тот, который был заложен в них изначально. Конечно, за несколько ве­ков сильно изменились обычаи, культура, социальные условия жизни русского народа, но тем более интересно узнавать старинные традиции в современном празднике.

В свадебном обряде русского народа выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включавший в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа).

По сути, подготовка к свадьбе начиналась задолго до самой свадьбы, можно ска­зать, что венчание являлось логическим завершением всего свадебного обряда, после ко­торого молодые переходили в новый статус – хозяина и хозяйки. Для того чтобы этот пе­реход был осознанным и наименее болезненным, молодежь готовили к этому ответствен­ному шагу с самого детства. Так, девочки начинали себе готовить приданое с того воз­раста, когда были способны держать в руках иглу – лет с пяти-шести, тогда же они учи­лись прясть, ткать, шить, вязать, вышивать. К совершеннолетию, как правило, девушки накапливали себе приданое, которого должно было хватить на всю жизнь.

Работы по дому, в поле, уход за скотиной – всему этому девочки тоже учились с ранних лет, а мальчики с детства овладевали каким-либо ремеслом. За трудовыми успе­хами молодежи следила вся деревня, ведь неумеха-девушка считалась незавидной невестой, а легкомысленный парень – нестоящим женихом. Подростков, которые не умели плести лапти, дразнили безлапотниками, девочек, не научившихся в положенный срок прясть – непряхами, ткать – ниткахами и т.д.

Дети с самого маленького возраста принимали самое активное участие в свадебных ритуалах своих старших братьев и сестер – ни одна свадьба не обходилась без ребятишек. Именно через их непосредственное участие осуществлялась передача обрядового знания и, в конечном счете, фиксация, преемственность и развитие традиции. Во многих моментах обряд не только допускал участие детей, но и отводил им определенную роль, при этом обрядовый статус детей приравнивался к статусу взрослых: обряд уравнивал всех.

Несмотря на это, каждой возрастной и социальной группе были предписаны свои правила поведения и допустимые действия, как в рамках обряда, так и в повседневной жизни. То, что позволялось, к примеру, неженатой молодежи, было недопустимым для вступивших в брак; забавы девушек на выданье были недоступны маленьким девочкам; статус вдовы накладывал ограничения на развлечения.

Общение детей и подростков с противоположным полом до определенного возраста ограничивалось играми на свежем воздухе, катаниями с гор, совместным участием в праздниках, и лишь достигши определенного возраста, молодые люди и девушки допускались до более тесного общения.  

Игра в жмурки. Гравюра неизвестного художникаНаиболее активное общение молодежи происходило на сборищах – весной и летом на хороводе, осенью и зимой – на посиделках. Именно в это время молодые приглядывались друг к другу, влюблялись, завязывали отношения. Слово «хоровод» в широком значении совпадает с крестьянским понятием «улица», «гуляние на улице» и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах, в том числе и танцы, песни, прибаутки.

Характер участия в хороводе был различным в зависимости от возраста и статуса молодежи. Так, девушки на выданье и молодые парни были полновластными участниками хоровода, а подростки зачастую оставались лишь зрителями, раньше уходили вечером домой, в некоторых селениях бытовали отдельные гуляния подростков. Все это подчеркивает предсвадебный характер хоровода. Существовали также и чисто девичьи хороводы, представлявшие собой в некотором отношении своеобразную выставку невест.

Осенью и зимой основным местом общения молодежи был один из домов селения, в котором собирались на посиделки (в разных областях России они назывались также посидки, поседки, посидухи, вечерки, вечерины, беседы). Разнообразные сборища в помещении делятся на две основные группы: с выполнением какой-либо работы (шитье, вышивание, прядение) или без работы. Возрастной состав посиделок совпадал с составом хоровода: парни, начинающие «женихаться» (16-17 лет) и девушки, начинающие «невеститься» (14-15 лет) допускались на все посиделки, подростки – избирательно, либо у них были свои «беседы».

И.С. Куликов. Пряхи. 1903 г.На посиделках с работой (супрядках – от слова «прясть») присутствовало состязательное начало – напрясть как можно больше (также и с другими видами работ), иногда старшие задавали девушкам «урок» (норму), сколько надо напрясть или связать за вечер. Парни на таких посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет». Многие парни приносили свечи: парень зажигал свечу и ставил той девушке, которая ему нравилась.

Посиделки без работы резко отличались от супрядок: на них приходили в праздничной одежде, обязательно приносили балалайку и гармошку. Протяжные песни и неспешные разговоры сменялись танцами, оживленными играми, шутками. «На супрядках невест выбирают, на посиделках – окончательно побеждают».

В больших селениях, где было принято территориальное деление на «концы» (или «улицы»), считалось уместным ухаживать лишь за девушкой из своей части села. В таких селениях и посиделки в каждом «конце» устраивались свои. Появление молодежи другого «конца», равно как другой деревни, воспринималось иронически, а то и враждебно. Для общения молодежи между деревнями существовали отдельные случаи - престольные праздники.

В крестьянской общине в целом и в молодежной среде в частности господствовало положительное отношение к постоянным парам. На всех общественных мероприятиях существовали устойчивые пары -  так называемые «почетник» и «почетница». Принято было, чтобы девушка дарила своему «почетнику» мелкие подарки, он чаще других танцевал с нею, провожал до дома после вечерок. В глазах односельчан «почетник» был первым кандидатом в женихи данной девушки. Чаще всего их отношения заканчивались свадьбой, хотя это и не было обязательным. Тем не менее, несмотря на устойчивость пары, отношения между почетником и почетницей должны быть строго безупречными. Вольное поведение молодежи, особенно девушек, считалось предосудительным и даже могло расстроить намечающийся брак.

Контакты молодежи находились под постоянным контролем старших, однако контроль этот естественно вырастал из самого быта. Иногда это выражалось в непосредственном наблюдении и участии, но чаще – в суждениях общественного мнения, которое накладывало ответственность на поведение молодых.  

 

Читайте далее:

Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Свадебный обряд русского народа. Приготовления к свадьбе

Свадебный обряд русского народа. Венчание и свадебный пир

Свадебный обряд русского народа. После свадьбы

Анна Тереб

Новое на сайте