На первом году жизни быстрыми темпами идет психическое и физическое развитие ребенка. За 12 первых месяцев происходит биологическое приспособление ребенка к окружающему миру, закладываются «кирпичики» полезных и вредных привычек, формируются ростки его будущих побед или неудач. И именно от того, насколько благоприятные условия для ребенка сумеют создать родители, зависит его здоровье, его развитие, его жизнь.
Для родителей, глубоко заинтересованных в обеспечении максимально благоприятной среды для своего малыша, нужны ориентиры. В табличках приводятся средние показатели развития ребенка на каждый месяц первого года жизни, даются основные рекомендации по организации полноценного сна и бодрствования грудничка.
Конечно, все дети разные, и каждый ребенок развивается сугубо индивидуально. Но все-таки интересно было бы сравнить достижения своего дорогого крохи со средними показателями, а свои действия сопоставить с рекомендациями специалистов.
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 10 дней до 1 месяца ребенок должен
Малыш уже реагирует на звук, свет, начинает улыбаться, пытается держать головку. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). К возрасту 1 месяца удерживает в поле зрения неподвижный предмет. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Организация гигиенического ухода за ребенком. Первые элементы закаливания: короткие воздушные ванны при пеленании, перед купанием. Ежедневные купания: непосредственно перед сном (19-21 ч.), не раньше, чем через час после кормления или после любимого дневного сна непосредственно перед кормлением. Обливание после купания водой на 1 градус меньшей, чем вода в ванночке. Прогулки на свежем воздухе (на 3-й -4-й неделе жизни зимой при температуре не ниже минус 5 градусов без ветра; на 10-12-й день жизни летом на несколько минут). |
ОРГАНИЗАЦИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ |
Место для сна – кровать. Новорожденного укладывают на бочок. После каждого кормления меняют положение ребенка так, чтобы не деформировалась головка. Если ребенка выкладывают на живот, то убирают подушку и используют достаточно жесткий матрац. Головку поворачивают время от времени то направо, то налево. Место для переодевания – стол. Создают условия для бодрствования после кормления: освобождают ручки и ножки и общаются с ребенком при переодевании. Берут на руки во время кормления, переодевания, а также на короткое время - до 10 мин. Ребенок должен слышать ласковую речь, видеть улыбки на лицах окружающих. Чтобы лучше развивался слух, нужно приучать ребенка прислушиваться к звукам. Благотворно влияет на развитие ребенка негромкая мелодичная музыка, звуки, издаваемые игрушками. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: мобили, небольшие погремушки (8-10 см). Когда ребенку исполнится 3 недели, над кроватью подвешивают яркую погремушку на уровне груди не ниже 70-80 см, периодически меняют ее на другие (форма, цвет), или мобиль на кронштейне (буквой "Г"), Это «наглядное пособие» поможет развивать в ребенке умение сосредоточить взгляд. |
ВТОРОЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 1 до 2 месяцев ребенок должен:
Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно прослеживать движущийся предмет. Прислушивается к звуку, голосу взрослого. Следит за светом. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. И – улыбается. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Ежедневные купания с обязательной воздушной ванной перед ними и обливанием водой (на 1-2 градуса ниже) - после них. С 1,5 месяцев 1-2 раза в день через 30-40 мин после кормления выполняют на столе, покрытом одеялом и пеленкой комплекс массажа и гимнастики. Продолжительность процедуры 5-6 мин. |
ОРГАНИЗАЦИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ |
В безветренную погоду при температуре не ниже 15 градусов, ребенок может спать на улице до 1,5 часов подряд. В слишком холодную, ветреную погоду малыша лучше не выносить на улицу; это компенсируется усиленным проветриванием комнаты. Можно полностью открыть окно, одев малыша как для прогулки на улице. Активное бодрствование – новый этап в поведении ребенка. Малыша выкладывают на живот, проводят сеансы массажа и гимнастики, процедуру закаливания. Восприятия речи у малыша еще нет, но для того, чтобы оно своевременно появилось, ребенок должен слышать ласковую речь во время пеленания и кормления. Также малыш должен видеть игрушки. Полноценное бодрствование требует соответствующей одежды (ползунки, свободная кофточка), которая не сковывала бы движения. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: подвесные игрушки, погремушки, большие разноцветные кольца, небьющиеся зеркальца, небольшие музыкальные игрушки на батарейках. Игрушка на втором месяце жизни нужна в основном для привлечения внимания малыша. Он учится фиксировать взгляд. Поле зрения ребенка еще довольно узкое, и игрушки (1-2) надо подвешивать в кроватке так, чтобы они находились прямо перед глазами над грудью на расстоянии 30-40 см от лица. |
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 2 до 3 месяцев ребенок должен:
Длительно сосредоточивает взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Тянется к висящей игрушке. Поворачивает голову при длительном звуке. Лежа на животе, приподнимается и непродолжительно удерживает голову. Имеет упор ножками. Произносит отдельные звуки (гулит), умеет радостно улыбаться. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Следует побуждать ребенка к активным действиям, чаще выкладывать на живот. Начиная с 3-го месяца комплекс массажа и гимнастики проводят один раза в день через 30-40 мин после еды на столе, покрытом одеялом и пеленкой. Продолжительность процедуры 5-6 мин. Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания). Сон на воздухе доводят до 4-5 часов, можно использоватьбалкон.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Меняют положение ребенка, разговаривают, наклоняясь над ним, отойдя в сторону. Стараются вызывать улыбку, оживление; перекликаются. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: погремушки с ручкой в виде прямого стержня с закругленным концом, мягкие погремушки из ткани разной фактуры. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог потрогать их руками. Дают игрушку меньшего размера. |
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 3 до 4 месяцев ребенок должен:
Малыш сосредоточивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке; проявляет так называемый комплекс оживления. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение своего тела. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого. Рассматривает и пытается захватить висящую игрушку. Важный показатель физического развития: темпы роста грудной клетки больше, чем головы, и окружности их в этом возрасте сравниваются. Громко смеется, когда с ним играют, гулит. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Продолжают ежедневные купания и закаливающие процедуры (воздушные ванны, обливания), к которым добавляются влажные обтирания мягкой губкой. Комплекс массажа и гимнастики пополняется новыми упражнениями с использованием рефлекторных действий (например, имитация ползания). Как можно чаще следует бывать с ребенком на свежем воздухе и на солнце (профилактика рахита). |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Активное бодрствование с использованием удобной одежды (ползунки, кофточка). Удобно использовать манеж. Во время физических упражнений и закаливающих процедур необходимо разговаривать с ребенком, поддерживать у него хорошее настроение. В этом возрасте проявляются положительные и отрицательные эмоциональные реакции, а также слезы. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: погремушки с ручками, разные по форме и цвету, мелодично звучащие «неваляшки», погремушки-браслеты и погремушки-носочки, развивающий коврик, прикрепляющийся к боковой стенке кроватки. Ребенок подолгу занимается игрушками. Игрушки уже не подвешивают. |
ПЯТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 4 до 5 месяцев ребенок должен:
Узнает мать, отца и других близких, радуется им. Находит глазами невидимый источник звука. Громко смеется в ответ на обращение. Четко реагирует на тон речи, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. Он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно поворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками. Захватывает висящую игрушку, придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Продолжают ежедневные купания (вода 36-37градусов с последующим обливанием более прохладной водой (на 1-2 градуса ниже)). При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Усложняется комплекс массажа и гимнастики: уменьшается объем пассивных движений, стимулируются активные; нарастают повторения каждого из упражнений. |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Игрушки приобретают все большее значение. Они уже не подвешиваются, а выкладываются во время бодрствования по сторонам тела малыша, лежащего на спине, для стимуляции переворотов его на живот. Когда малыш лежит на животе, игрушка должна находиться впереди на расстоянии протянутой руки. Так он учится, опираясь на одно предплечье, протягивать руку за игрушкой и пытается подползать к ней. Игрушки должны быть чистые, гладкие, легко моющиеся, без узких отверстий. Треснувшая или сломавшаяся игрушка немедленно убирается. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: погремушки с ручками различной формы, пищащие игрушки, браслеты-погремушки, кубики, надувные мячи, неваляшки, развивающий коврик, вращающиеся погремушки на подставке. |
ШЕСТОЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 5 до 6 месяцев ребенок должен:
Он уже отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации, обращенные к нему. Четко берет игрушку из рук взрослого. Удерживает в руке игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Может перемещаться в манеже, немного подползает к заинтересовавшему его предмету. Подолгу певуче "гулит". Ест с ложки полугустую пищу. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Продолжают ежедневные купания. Гимнастические упражнения перемежаются и заканчиваются массажем. Добавляются новые упражнения, стимулирующие развитие умений ползать, сидеть, ходить. Максимально увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Летом на солнце малышу рекомендуется находиться только до 10 и после 17 часов, остальное время – в затененных местах. |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Расширяют место для движения и ползания. Периоды бодрствования ребенка нуждаются в постоянном контроле. Здоровый сытый ребенок некоторую часть периода бодрствования должен оставаться один. Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы, проявлять интерес к игрушкам, предметам и смене обстановки. Ребенок вырабатывает способность сосредотачиваться и быть независимым. Однако ребенка обязательно надо брать на руки, разговаривать с ним, показывать ему недоступные участки квартиры, пейзаж улицы и т.д.Все это дает дополнительную пищу для психической деятельности. В конце периода бодрствования играть с малышом нужно спокойно, не перевозбуждая его. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: погремушки с ручками, резиновые игрушки, издающие звуки, "неваляшки" разной формы и цвета и другие звучащие, мячи, развивающие коврики. Когда ребенок научится длительно лежать на животе, брать игрушки и переворачиваться, игрушки не подвешивают. |
СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 6 до 7 месяцев ребенок должен:
Заметным становится интерес ребенка ко всему окружающему. Он по-разному реагирует на свое и чужое имя. Нарастают дифференцировка, целесообразность и точность движений. Свободно берет игрушку из разных положении и подолгу занимается, перекладывая из одной руки в другую. Размахивание погремушкой уже не удовлетворяет его. Малыш старается стучать ею об окружающие предметы. Если раньше он ронял игрушку, то теперь бросает ее. Если он случайно ляжет на жесткую игрушку, то скатывается с нее. У ребенка появляются действия, связанные с учетом опасности окружающей среды. Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки и немного ползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Продолжаются ежедневные сеансы массажа и гимнастики. При этом нарастают разнообразные физические упражнения. Удлиняется время занятий, усиливается нагрузка. Купания проводят через день с последующим обливанием более прохладной водой. При занятиях гимнастикой, переодевании и перед купанием в течение 10-20 мин обнаженный ребенок принимает воздушные ванны. Можно ввести новые закаливающие процедуры (влажное обтирание). |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Расширяют место для движения и ползания ребенка. Чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он владеет своим телом. С ребенком надо больше заниматься: показывать ему предметы, называть их; медленно и часто произносить односложные и двусложные слова. Необходимо внимательно следить за окружающей обстановкой, беречь детей от травм, не давать им мелких предметов (читайте об этом в статье «Безопасность ребенка: домашний травматизм») |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: погремушки с ручками, трудными для захвата (петля), мячи, каталки, машины. Для развития способности целенаправленно действовать с предметами игрушки раскладывают в манеже, побуждая ребенка самостоятельно дотягиваться до них. Игрушки должны отличаться по материалу, форме, цвету, величине, весу, чтобы малыш постепенно познавал эти разнообразные свойства. Игрушки должны быть яркими, звучащими, побуждать к действию. |
ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 7 до 8 месяцев ребенок должен:
Ребенок сам садится и ложится, умеет держаться за барьер, переступать. Хорошо ползает. На вопрос "где?" находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте. Долго держит игрушки, стучит ими, размахивая, бросает. Подражает движениям взрослых. Громко произносит отдельные слоги. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Купают ребенка через день. Продолжают закаливание: воздушные ванны во время переодевания, сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней), а затем переходят к влажным обтираниям водой температуры 35 градусов, постепенно снижают температуру до 30 градусов. Физические упражнения усложняются с учетом возможностей ребенка. |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Ребенок бодрствует в манеже или отгороженном месте. Одежда: маечка, кофточка, ползунки; обувь. Большое значение для ребенка играет режим дня. Ребенок понимает тон обращения к нему, замечания в ответ на негативные его поступки. Рекомендуется ласкать ребенка, когда он хорошо ведет себя, а не тогда, когда он капризничает. Вырабатываются полезные навыки (мытье рук, регулярное питание, приучение к горшку и т.д.) |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: мячи, каталки, машины; погремушки, резиновые игрушки, игрушки с разным звучанием, кольца с шарами, мячи, "неваляшки", попугай, пирамидки с крупными кольцами; коробка с фигурными отверстиями, в которую вкладываются игрушки соответствующей формы; пластиковые тарелочки, надувной манеж. Игрушки разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести. Игра в «ладушки» |
ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 8 до 9 месяцев ребенок должен:
Малыш знает свое имя. Игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого, катает, стучит, вынимает и пр. Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит и опускается, переступает, держась за барьер. На вопрос "где?" находит несколько предметов на постоянных местах, по слову взрослого выполняет разученные ранее действия без показа, например: "ладушки", "дай ручку" и пр. Ест корочку хлеба, которую держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Ребенок должен находиться на свежем воздухе. В теплое время года максимальное количество часов он должен находиться в тени деревьев или в другом затененном месте. С ребенком продолжают заниматься массажем и гимнастикой. Для ослабленных детей можно попробовать способы укрепления иммунитета, например, точечный массаж (читайте статьи "Как укрепить иммунитет ребенка. Воздействуем на ушки", "Как укрепить иммунитет ребенка. Точечный массаж") |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Период бодрствования увеличивается в связи с укреплением нервной системы ребенка. Здоровый малыш к 9 месяцам может уже не спать 3-4 часа. Кроватка или манеж уже тесны ему. Ребенку пора выбираться на пол. Одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с гольфами, туфельки с каблучками или пинетки. Во время ухода или кормления нужно разговаривать с малышом, привлекая его внимания к этим процессам (но не рекомендуется отвлекать, например, рассказывая сказки во время еды). |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: заводные; каталки и машинки; пирамидки, одноместные матрешки; ведерки, коробочки, развивающий центр, картонные книжки, куклы, игрушечные предметы быта, деревянные игрушки. В этом возрасте малыш особенно активен с игрушками. Он уже может складывать в коробочку кубики, вставлять маленькую матрешку в большую. |
ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 9 до 10 месяцев ребенок должен:
Ребенок очень подвижен, умеет влезать на невысокую поверхность и слезать с нее. Повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют или пляшут с ним). Выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойства (катает, отрывает, гремит и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос "где?" находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения, знает свое имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации, его манеры. Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок. По просьбе «дай» дает знакомые предметы. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Купания можно проводить через день. По-прежнему проводят закаливание: воздушные ванны, сухие обтирания, влажные обтирания. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрствования, примерно через час после кормления. И снова добавляются новые упражнения, уже с использованием предметов: колец, палочек, мяча. |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
Ребенок много играет самостоятельно, но однообразное занятие утомляет его. Поэтому, когда ему наскучит какое-то занятие, надо переключить его внимание на что-то другое.Ребенок много сидит, поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы он сидел правильно: спина, бедра и голени должны располагаться друг к другу под прямым углом, стопы опираться на пол. Необходимо позаботиться о соответствующей возрасту и росту мебели: стульчике с прямой спинкой и столе. Высота детского стола считается нормальной, если сидящий за ним ребенок может положить предплечья на стол, не приподнимая их и не сгибаясь. Но нельзя позволять ребенку подолгу засиживаться за столом, даже если он занят игрой. Основа правильного гармоничного развития – движение. Во время бодрствования ребенку необходима удобная одежда: маечка, кофточка, штанишки-ходунки с носочками, туфельки с каблучками. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: заводные; каталки и машинки; пирамидки, одноместные матрешки; ведерки, коробочки, развивающий центр, картонные книжки, куклы, игрушечные предметы быта, деревянные игрушки. К 10 месяцам ребенок уже сам может развлекать себя игрушками (складывает предметы в коробочку, собирает пирамидку). Но с ним по-прежнему надо заниматься. Ребенок с удовольствием играет со взрослыми («Идет коза рогатая», «Ку-ку», «Догоню-догоню» и т.д.). Необходимо учить ребенка находить названные вами предметы, показывать части лица (носик, глазки и т.д.) у куклы. Нужно поощрять его попытки произнести отдельные слоги. |
ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ |
В возрасте от 10 до 11 месяцев ребенок должен:
На одиннадцатом месяце заметно возрастает координация движений пальцев. Малыш совершает сложные действия: снимает кольца с пирамидки и надевает их, любит открывать и закрывать коробочки, вкладывать в них что-нибудь, вынимать содержимое, комкать и рвать бумагу. По просьбе выполняет различные действия. Он уже находит и дает взрослому названную игрушку. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги в своем лепете. Малыш знает имена близких, произносит первые двусложные слова «ма-ма» «ба-ба», «па-па». Порядок овладения этими словами зависит от того, кто из взрослых больше уделяет внимания ребенку и чаще общается с ним. Ребенок всходит на невысокую наклонную поверхность и сходит с нее. Подолгу самостоятельно стоит и даже переступает при поддержке. Иногда к 11 месяцам ребенок уже начинает передвигаться сам, толкая впереди себя стул. У малыша вырабатываются новые гигиенические игровые навыки. Малыш сам берет чашку и пьет из нее. Ложка, которую он до этого держал в руке чисто символически, порой пускается в дело. |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Во время выполнения гимнастического комплекса движения все более целенаправленные. Ребенок уже выполняет несложные движения по словесной команде: «достань мяч», «подними куклу». Широко включаются активные упражнения с игрушками. Во время прогулки обеспечивают сидячую позу, так как лежать в коляске малышу в тягость, а долго пребывать на ногах еще трудно. Но необходимо часто вынимать малыша из коляски, давать возможность походить, держа его за руки. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе не менее трех раз в день (утром, днем и вечером). При невозможности организовать сон ребенка на улице, его укладывают в комнате в соответствующей одежде, широко открыв окно. |
ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ |
В этом возрасте малыш все хочет делать сам: есть ложкой, держать кружку и т.д. И хотя от этого родителям прибавляется намного больше хлопот, такие действия надо поощрять. Как по этому, так и по другим вопросам взрослые члены семьи должны договариваться между собой. Разногласия в воспитании пагубно отражаются на ребенке. Малыш быстро усваивает, кто балует его больше. Необходимо как можно чаще разговаривать с ребенком, знакомить его со всем, что находится в комнате. В награду малыш быстро научится показывать, где что находится. |
ИГРЫ И ИГРУШКИ |
Игрушки: вкладные кубики 3 размеров, палочки и колечки для нанизывания, 3-4 крупных кирпичика для накладывания один на другой, мячик, машины для катания, озвученные игрушки в виде животных, матрешки для открывания, небольшой резиновый мяч, заводные, игрушки для купания. Ребенок предпочитает смысловые игрушки и осуществляет сюжетные действия с ними: укачивание куклы, стаскивание с нее одежды, передвижение автомашины. |
ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ В возрасте от 11 до 12 месяцев ребенок должен: Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого. Накладывает, снимает, надевает кольца. Стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги. Первые обобщения в понимаемой речи (по команде находит любой мяч, все часы, все машины и пр.), произносит первые слова, обозначения ("дай", "на", "ав", "па", "бы" и др.). Годовалый малыш узнает по фотографии знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и пр.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех кормит, водит, баюкает и пр.). Ходит самостоятельно, без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения ("принеси", "отдай" и т.д.), понимает слово "нельзя". Легко подражает новым словам, произносит до 10 облегченных слов. Самостоятельно пьет из чашки. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Комплекс упражнений для годовалых детей надо разнообразить различными игровыми моментами. Привлекать внимание детей яркими игрушками, разговаривать с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную музыку. Как и прежде, гимнастика для малыша - одновременно воздушная ванна и мягкая закаливающая процедура. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку. Меняются характер и качество закаливающих мероприятий. Широко подключаются водные процедуры. Они имеют и гигиеническое и закаливающее значение. Хотя ребенка купают уже через день, большая подвижность малыша способствует загрязнению его кожи. Поэтому в теплое время огромное удовольствие и пользу ребенок получает при обливании теплой водой постоянной температуры из лейки на улице либо под теплым душем в ванной. Душ является прекрасным завершением гимнастических упражнений. Используйте прогулку для совершенствования ходьбы. Предложите ребенку повозить мишку, держась за спинку санок. Дайте ему побегать, придерживая его сзади за поясок или специальные «вожжи-помочи». ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ Каждое действие взрослого – повод для подражания и воспитательный момент. Ребенок в этом возрасте легко усваивает и манеры, и интонацию. Если разговаривать слишком громко, раздраженным тоном, то ребенок становится все более неуравновешенным, часто кричит. Если же речь медлительна, тягуча, то и малыш будет разговаривать вяло. Воспитание ребенка требует некоторого самовоспитания и от родителей. Увеличивать запас слов ребенок может только в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому нужно чащеобращаться к нему, давать ему задания типа: «позови кошечку — кис, кис», «найди машинку — бип-бип».Упрощенное, «детское» слово всегда нужно употреблять рядом с правильным названием предмета. Нельзя сюсюкать с малышом, искажать слова и звуки. Если малыш выражает свою просьбу только жестами, не нужно спешить выполнять ее, пока он не выразит свое желание словами. Осторожнее нужно относиться к запретам, их не должно быть слишком много, но они должны быть. По-прежнему надо приучать малыша к самостоятельности, терпеливо давать ему возможность частично одеваться самому и т.п. Играть ребенок может на чистом коврике на полу, на широком диване. Если диван или тахта невысокие, малыш быстро научится взбираться на них и слезать. Уголок, отведенный для игр ребенка, должен быть достаточно хорошо освещен. ИГРЫ И ИГРУШКИ Игрушки малышу нужны прежние — пирамидки, матрешки, кубики, резиновые и полиэтиленовые фигурки животных. Ими он любит заниматься сам. Более сложные и звучащие игрушки, например, волчок, заводную машинку, озвученную куклу покажите ребенку во время игры с ним или для того, чтобы развлечь и успокоить, если он капризничает. С такими игрушками ребенок еще не умеет обращаться самостоятельно. Зато хорошо подойдут предметы домашнего обихода (пустая коробка, большая ложка, и т.д.). Можно иногда рассматривать вместе с ним детскую книжку с картинками. Яркие изображения животных, растений, людей привлекают внимание, способствуют обобщению понятий. Ребенку приятно бывает слушать музыку, особенно детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут развивать музыкальные способности ребенка, его слух и речь.
Подготовила Арина Митрофанова
Фулфилмент цена москва - тарифы и цены
Фулфилмент цена москва - тарифы и цены на услуги фулфилмента.
indigolab.io
Фулфилмент цена москва
Фулфилмент цена москва заказ фулфилмента в москве.
indigolab.io
Запчасти к холодильникам и стиральным машинам haier запчасти haier купить
Запчасти к холодильникам и стиральным машинам haier запчасти haier купить.
remochka.ru