Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи. Длится он семь недель. Целью поста является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника — Светлого Христова Воскресения.
Первые сорок дней Великого поста составляют так называемую Великую четыредесятницу. Это является прообразом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — особые, они посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, — Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они завершают Великий пост, а с другой стороны — предваряют христианскую Пасху.
Из истории средних веков мы узнаем о том, что государственное законодательство Востока и Запада покровительствовало постам. В дни Великого поста закрывались всякие зрелища, игры, бани, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство. Благотворительность царила во всех делах. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу.
По церковному уставу во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра, а в остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) рекомендуется проводить без пищи.
С Чистого понедельника начинается шествие Великого поста. Отношение к посту на Руси было благоговейно-умилительное, его рассматривали как духовное благо. С радостью русский человек был готов принести Христу жертву воздержания.
Первый день православного Великого поста называется Чистый понедельник, в то время как первый день католического — Пепельная среда. Это связано с разным отношением к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и отбросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горестные чувства, свое страдание о грехах.
В соответствии с русскими традициями, наоборот, в первый день поста нужно было обязательно вымыть ся в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб («сухоядение»), и обеденный стол потому оставался «чистым». По строгим монастырским уставам в этот день полагалось вкушать лишь просфору с водой.
На богослужениях во время Великого поста вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Церковь, оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», яснее дает почувствовать горечь плодов греха. На великом повечерии в первые четыре дня читается канон святого Андрея Критского, в котором перечисляются все важнейшие ветхозаветные и евангельские события. Христианин, вслушиваясь в слова канона, как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью и из глубин его души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»
В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг ему была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Федор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью). В память об этом событии первая суббота поста посвящена святому Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон святому Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом и маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят в дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших. Напоминание о смерти, о тленности земного существования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Родительские дни и являются такими напоминаниями, которые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанные субботы. Молясь за умерших, человек думает и о своем неизбежном конце, когда он один на один предстанет перед престолом Всевышнего. Что скажет он тогда?
Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню. В этот день совершается поклонение ему. Наступает «Крестопоклонная». Пекли «Кресты» — особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое.
Печенье «кресты» в разных местах России приготовляли по-разному. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного «корсунско-го» крестика. Украшали его изюмом и цукатами, а иногда на радость детям в одно из таких печений запекали денежку.
В прежние времена на Руси был еще один праздник Великого поста, на который приготовляли затейливое печенье. Это день сорока Севастийскик мучеников (22 марта), его считали днем прилета жаворонков. Пекли печенье, и оно напоминало по форме маленьких птичек. Широко известны две формы «жаворонков»: приготовляли небольшую лепешку из теста толщиной 0,5—1 см, защипывали один край, чтобы образовался носик, а другой край надрезали, чтобы получились крылья и расправленный хвост, около носика помещали две изюминки — глазки; вторая форма — из теста скатывали жгутик, завязывали его узлом, один конец надрезали, как будто расправленный хвост, а с другого прищипывали «носик» и украшали изюминками-глазками.
На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полностью. Чтение его соединяется с чтением жития преподобной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Египетская прежде была великой грешницей, а потом стала великой подвижницей. Она являет собой образец человеческого покаяния и пример неисчерпаемого милосердия Божия. Ей посвящается пятое воскресенье поста.
На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери (Похвала Богородице). Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древности, когда еше в будние дни поста отменялись любые праздники. Так как Благовещение, приходящееся всегда на 7 апреля, невозможно было достойно отметить, то это празднование переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благовещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Богородицу на пятой седмице остался.
В пятницу на шестой седмице кончается Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, происходит это в субботу, но вся служба бывает воскресной. «Прежде Твоих страданий желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже» — так поется в тропаре праздника. Это предвестие воскресения находит отражение и в праздничной трапезе, разрешается вкушение икры. Как из маленькой икринки, по виду более похожей на мертвую землю, развивается рыба, так и история Лазаря, по воле Христа вышедшего из гроба на четвертый день после смерти, является залогом того, что воскреснет каждый человек. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятницу, служит прологом к Воскресению Христову. В отверстые врата Иерусалима торжественно въезжает Господь, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть.
В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим. По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Своего Господа с ветками вербы. Возвещают о воскресении природы, о расцвете любви в человеческих душах первые распускающиеся цветы, белые и пушистые, напоминающие о Воскресении Спасителя и грядущем воскресении мертвых, но красный цвет ветвей напоминает, что чудо воскресения совершается Кровью Господней через великие скорби, страдания и смерть. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Страстная седмица начинается со следующего дня — воспоминание о Страстях Господних. В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу.
Вечером в Великий Четверг читаются Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распятия, смерти и погребения. Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. По старому обычаю, делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.
В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово «плащаница» означает «плат», т. е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На пла-шанипе, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.
Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» плащаницу носят вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.
Затем наступает Страстная Суббота — преддверие великого праздника Воскресения Христова. Христос покоится во гробе, но недалек час Его победы над смертью.
В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии. В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми христиане питались в этот день. Священники во время службы меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. В домах заканчивается последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием Великого Праздника Пасхи.
Вот каков Календарь Католической и Православной Пасхи на несколько ближайших лет:
Католики Православные
2012 8 апреля 15 апреля
2013 31 марта 5 мая
2014 20 апреля 20 апреля
2015 5 апреля 12 апреля
Вешалки для нижнего белья цена на нашем сайте
Самая подробная информация вешалки для нижнего белья цена на нашем сайте.
magazin-veshalok.ru
Ремонт электричества своими руками
Ремонт электричества своими руками
fazaa.ru
Первый по теплу
1poteply.ru
Https://ramikon.ru
https://ramikon.ru химия для уборки помещений купить ароста бытовая химия.
ramikon.ru
Купить колесные диски штампованные
Штампованные диски в спб купить купить колесные диски штампованные.
www.koleso-russia.ru
Протезирование All on 4 - имплантация зубов методом
Протезирование All on 4 - имплантация зубов методом All on 4.
ас-медик.рф