Кутюрье Коко Шанель

Она освободила женский стан от уже привычных тисков корсета, она переодела своих современниц в элегантные мужские брюки, не забыв при этом  галстук.…Она предложила миру неповторимый, незабываемый аромат духов - Шанель №5. 

 

«Существует богиня, непостоянная, беспокойная, странная в своих вкусах, безумная в своих украшениях, которая появляется, возвращается и рождается во все времена… Ее имя Мода».

(Вольтер) 

Первые салоны моды и первые модельеры появились в середине ХIХ века во Франции, одновременно  и понятие «от кутюр». Творческое швейное мастерство высокого качества ведущих салонов моды Парижа стало французской «Высокой модой». Коко Шанель попала в бизнес моды в начале ХХ века, когда уже была разработана система размеров одежды, началось ее массовое фабричное производство, появилась линия одежды pret-a-porte (готовая для носки). Шанель была первым модельером «от кутюр», которая начала работать для швейной промышленности. Ее модели платьев и костюмов были лишены жестких корсетных форм, от которых ломались ребра,  терялось сознание. Формой была сама женская фигура со всеми ее достоинствами и недостатками. То, чем восхищался XIX век: неестественно узкой женской талией, пышными юбками, шляпами с огромными полями, множеством дорогих кружев и шитья, в ХХ веке становилось не актуальным.

Коко Шанель или Габриель Бонер Шанель – это та необыкновенная женщина, которая по велению судьбы и сердца устремилась в многообразнейший, изменяющийся  мир моды, «возведя портняжное ремесло в ранг искусства», не имея вначале ничего, кроме собственных рук, булавок и ножниц. И это та знаменитая звезда высокой моды, фамилия которой (Chanel) является стильным брендом непреходящего очарования элегантной простоты и изысканности вкуса.

Родившись в очень простой, бедной семье, на западе Франции в 1883 году, она рано осталась  сиротой. Помещенная в монастырский приют, прошла там все свои «университеты». Ей не пришлось выбирать профессию - в монастыре девочек приучали к шитью. Правда, став привлекательной девушкой,  вылетев из гнезда и вдохнув глоток свободы, ей представилось, что роль певички в  кабаре «Ротонда» принесет  деньги и успех. Но это дало ей только новое имя  -  Коко, и знакомство с офицером, богатым человеком – Этьеном Бальзаном.

Коко так хотелось выбраться из беспросветного мира бедности, что она согласилась поехать с Этьеном в его замок Руайо под Парижем. Однако, перспектива оставаться навсегда содержанкой, не входила в ее планы. Коко стремилась быть материально независимой, что надоумило ее  шить маленькие дамские шляпки. Она преуспела на этом поприще и  с помощью Бальзана открыла шляпный магазин. Но, познакомившись и полюбив состоятельного англичанина Артура Кейпела,  ушла к нему. Писали, что Артур был ее  единственной большой любовью, она прощала ему все, даже женитьбу на другой, на даме его круга, и горько оплакивала его трагический, безвременный уход из жизни в результате автомобильной аварии.  Именно он, Артур Кейпел, помог положить начало главному делу ее жизни - созданию моделей одежды.

В 1910 году на улице Камбон в Париже открылся небольшой магазинчик, хозяйкой которого оказалась молодая женщина, ее имя было Коко Шанель. Потом она скажет: « Я смогла создать свой Дом, потому что двое мужчин содержали мою скромную персону».

Но чем же могла заинтересовать эта провинциалка  искушенных богатых парижанок? Что предложила им бывшая обитательница сиротского приюта кроме шляпок?

То направление в моде, которое господствовало тогда в Париже, показалось ей чрезмерным - эта кричащая роскошь туалетов, на которые шло огромное количество ткани, сложные прически с накладными волосами, безумное количество драгоценностей на дамах, неестественность корсетных форм. Посещая Гранд-Опера, в разгар дягилевских «Русских сезонов», она подмечала  каждую мелочь в новаторских, талантливых работах театральных художников, мастеров костюма, таких, как Л.Бакст. В балете «Игра» на музыку И. Стравинского, ее поразили теннисистки, облаченные в юбки до колена, такая длина в то время была чрезвычайным явлением, но она очень понравилась Коко.

Ее предвидение,  ощущение новых веяний ХХ века, когда мода и старый стиль уже не соответствовали социальным переменам  в обществе, дало возможность Коко Шанель вторгнуться в жизнь женщины, создавая тот новый женский образ, те невиданные до тех пор новые фасоны одежды, которые разрушали традиционность.

Как французский скульптор Роден убирал «все лишнее» в мраморной глыбе, чтобы сотворить шедевр ваяния, так и Коко, вооружившись ножницами и булавками, сотворяла свои шедевры, укорачивая и обуживая, делая дамский наряд удобным и практичным. Питательной почвой для творческого вдохновения служило и скромное, бедное детство, и та художественная атмосфера, которая окружала ее в Париже. Ее друзья, видные представители искусства, художники, музыканты, артисты: П.Пикассо, Ж.Кокто, Ж.Маре, С.Дали,  в том числе и русские - С. Дягилев, И. Стравинский, С. Лифарь и др. Идеи, которые теснились в ее голове, преломляясь через призму огромного таланта, воплощались в комфорт и удобство, естественность и простоту, которую Коко считала «основной идеей настоящей элегантности». Она никогда не делала эскизов, считала, что только  удобная одежда может быть красива и, работая на манекенщицах, находила в их движениях и жестах ту свободу, которую дарила всем женщинам.  Она сама рекламировала свои модели, надевая их в театр или на прогулку, вывешивая в витрину магазина. Но и впоследствии, уже имея знаменитый Дом моды - являлась рекламой своих платьев, украшений, любимых цветов – белых камелий, духов, своего стиля. Говорили, что она, создавая моду, одевает саму себя. Но это и привлекало в ней, в ее моделях, в ее образе,  которые несли в себе современность, смелость и новизну, столь необходимые женщинам ХХ века. «Своей манерой одеваться я вызывала насмешки окружающих, но в этом и состоял секрет моего успеха. Я выглядела не так, как все», - отмечала Коко.

В далекий курортный город Биарриц в 1915 году ее заставила уехать  Первая мировая война. Дом высокой моды, который она там открыла, становится популярным из-за простоты и скромности предлагаемой одежды, необходимость которой трудно было переоценить в это суровое время. «Джерси» - трикотажное полотно - это все, что оставалось на складах в годы войны. Оно послужило ей прекрасным материалом для новых моделей, хотя до нее никто не решился бы на это, его использовали для нижнего белья и чулок. «Я оказала ему честь, сшив из него платья и костюмы»,- объясняла она.

Ее недолговечное увлечение в 1920 году русским эмигрантом, Великим  князем Дмитрием Павловичем Романовым, тем, кто участвовал в убийстве Григория Распутина, дало возможность Коко познакомиться с парфюмером Эрнестом Бо. До 1917 года это был ведущий парфюмер на фабрике Ралле в России, создававший духи для царской семьи. Затем он эмигрировал вместе с фабрикой во Францию, в город Грасс - мировой центр парфюмерного производства, в царство разнообразнейших ароматов.  Бо составлял свои композиции, сочетая натуральные эфирные масла, полученные из жасминов и сирийских короткостеблевых роз Сентифолий, с синтетическими душистыми  веществами, что позволяло ему делать тончайшие оттенки, создающие широкую гамму ароматов. К нему  и направилась Коко Шанель, чтобы выбрать и заказать свой  оригинальный аромат. Существуют несколько версий, почему она назвала свой выбор именно № 5. Одна из них – в представленных ей наборах, она указала на пятый флакон (магическое число ее удач), запах которого  понравился больше всего. Правда, вначале в нем чувствовалось преобладание цветочных компонентов, на что Коко сказала:   «Женщина должна пахнуть, как женщина, а не, как цветок». И уже содержимое, появившегося скромного прямоугольного флакона, эскиз которого делала сама Шанель, где черными буквами на белом фоне было написано: «Шанель №5», со знаменитым логотипом «Шанель» - две буквы «С», одна из которых повернута в обратную сторону, поразило своей необычностью, утонченностью сладковатого аромата и заставило восторгаться всех женщин планеты, что принесло мировую славу и  огромное состояние Эрнсту Бо и Коко Шанель.

В 20-е годы после изнурительной войны в Европе началось время экономического подъема. Время, диктующее новый подход к роли женщины. И Коко создает модный образ своей современницы – мальчишеская фигура, короткая стрижка, загар, который считался «дурным тоном» у знатных дам. Мужские брюки, которые оказались удобными для женщин. Пиджаки, строгие рубашки с галстуком, юбки, в складках которых «притаилась поэзия». Все то, что окончательно изменило стиль женской одежды. Русские знакомства Коко были отражены в коллекциях, куда входили узкие прямые пальто, отороченные мехом, шубы, вышитые платья, мягкие широкие блузы с народной вышивкой, выполненные в мастерской «Китмир» Великой княжны Марии Павловны.

И, наконец, в 1926 году  «высший пилотаж» - гениальное по простоте черное платье, едва закрывающее колени, с длинными рукавами,  с полукруглым декольте. Оно выглядело весьма эротично, невзирая на  траурность цвета: страстная, ярко-красная помада губ, длинная нить искусственного белого жемчуга, черные туфли-лодочки и  легкое дуновение «Шанель №5» дополняли классику. Это «маленькое черное платье» явилось не только символом эпохи, но и символом самой Коко, любившей черный цвет, элегантную лаконичность силуэта.  «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды», - писали журналы.

Коко Шанель становится признанной законодательницей моды. Бумажные выкройки моделей парижского Кутюрье  начинает выпускать американская компания «Mc Call Pattern Company». Ее Дом моды на улице Камбон становится неотъемлемой частью французской столицы, имеет обширную клиентуру среди дам высшего света и богатых буржуа. Это высокий дом с салоном, магазином, ателье, с квартирой Коко и с той знаменитой винтовой лестницей в  золоченых зеркалах, где наверху всегда стояла во время дефиле она - Великая Мадемуазель, чтобы видеть все движения  манекенщиц, направлявшихся в салон, и чтобы последовать за ними и показать публике очередное чудо своего творчества. Ее коллекциями пользовались известные дамы ХХ века – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Франсуаза Саган, Ромми Шнайдер и др.

Для создания своего индивидуального стиля, кроме разработки определенных пропорций, цветовой гаммы, фактуры тканей, Коко продумывала необходимые дополнения и аксессуары.

В 1924 году она открывает мастерскую по производству  модной бижутерии. Эффектные разноцветные бусы и колье из искусственных камней и стразов теперь украшают ее костюмы и платья, являясь контрастом и придавая нарядность самой скромной одежде. В 1929 году появляется бутик аксессуаров, бижутерии, духов.  Она считала, что «украшений должно быть много… Украшения ставят свою метку на эпохе. Я бы хотела, чтобы моя была отмечена бижутерией Chanel». Сама Коко носила свои колье и бусы, браслеты и клипсы перемежая их драгоценностями, дабы показать, что это вовсе не портит стиль, а золото не затмевает искусно выполненную бижутерию.        

 Огромный успех, который пришел к ней, был итогом ее упорного труда, стремлением, во что бы то ни стало реализовать свои потенциальные возможности, талант, мастерство модельера. «Я была ровесницей века, и он требовал, чтобы я стала выразителем его потребностей в одежде». Ей приходилось доказывать всей своей жизнью, что настало время такой женщины ХХ века, которая может быть деловой, успешной в профессии, самостоятельно решающей свои проблемы и вместе с тем любить и быть любимой.

Роман Коко Шанель с британским аристократом герцогом Вестминстерским, начавшимся в 1925 году, дополнил ее представления о моде. Твидовые жакеты, напоминающие мужские пиджаки, костюмы, вязаные шерстяные свитера и пуловеры внесли в ее стиль элегантность традиционных английских мотивов. Отказ герцогу,  сделавшему ей предложение выйти за него замуж, был неминуем. Ее больше увлекало творчество, которому она отдавала всю себя.  «Когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей». Да, она никогда не могла всецело отдаться личной жизни: ее властно притягивал к себе «своеобразный наркотик» - работа. И для всех она навечно останется мадемуазель Коко – Великая Мадемуазель.

Начало 30-х годов было отмечено Шанель созданием вечерних туалетов, в которые она внесла элементы шика. Это были струящиеся золотым дождем роскошные платья, вышитые золотыми нитями «ламэ», которые, несомненно, противоречили ее стилю, но отдавали должное тому времени.

Имея арсенал художественных выразительных средств и индивидуальный творческий подчерк, Коко Шанель пробовала свои силы как художник  театра и кино. У Дягилева она создает костюмы для его небезызвестного балета «Голубой экспресс», где сценарий был написан Ж. Кокто, а занавес  разрисован П.Пикассо. В 30-х годах она впервые делает несколько костюмов для французского фильма «Кровь поэта», работает  в Голливуде. В 60-х годах в фильме «Боккаччо» незабываемая Ромми Шнайдер дополняет, создаваемый ею образ стильной классикой костюмов Коко Шанель. Соответствовать которым учила сама Мадемуазель, оттачивая каждое движение Ромми, следя, чтобы  и ее прическа была также выражением стиля. Коко Шанель по праву входит в мир искусства, так как и «в моде, она поступает по тем же правилам и законам, которым… могут следовать только художники, музыканты и поэты». (Ж.Кокто).

В тревожные времена 1939 года, в начале Второй мировой войны Коко закрывает свой Дом моды, уходит от своей славы и успеха, от всего того, чем жила все эти годы. «У меня было чувство…, что уже никто и никогда не будет шить платья». Но жизнь подарила ей еще одну любовь к немецкому офицеру барону Гюнтеру фон Динклаге. Он был моложе ее на 13 лет. Конечно, это было чрезвычайно опрометчиво: иметь  любовную связь с немцем в годы войны, да еще такой известной особе, как Шанель. Но она не могла упустить, возможно, свой последний шанс. Ведь дело шло к шестидесяти годам! Вся Франция была возмущена и обвинила ее в отсутствии патриотизма к своей оккупированной Родине. В 1945 году она вынуждена была уехать в Швейцарию, сказав: «Неизвестно, что лучше – спать с немцем или обслуживать жен немецких генералов». Имея в виду своих коллег, продолжавших работать при немцах.

Через долгих девять лет Коко Шанель вернулась во Францию со своими новыми коллекциями. И настал тот славный час, когда она, уже семидесятилетняя, вновь завоевала парижанок.  Выступив альтернативой Кристиану Диору, предложила свои простые, удобные, универсальные модели костюмов и платьев для всех случаев жизни и для женщин всех возрастов. И тот самый костюмчик в «стиле Шанель», без воротника и лацканов, с коротким, обшитым кантом пиджачком и прямой юбкой, с рядом металлических пуговиц, строгий и элегантный. Мадемуазель считала, что нет ничего современнее костюма, который можно варьировать с блузками, с шарфами, с топами, с бижутерией.  Он стал образцом высокого стиля, и сейчас присутствует в каждой коллекции Дома моды Шанель.  

Легендарная Кутюрье прожила 87 лет и умерла в 1971 году. Но «стиль Шанель» жив и по сей день, и является символом  непревзойденной элегантной классики в искусстве моды.

«Я не люблю, когда говорят о моде Шанель. Шанель – это, прежде всего стиль. Мода может выйти из моды, стиль – никогда».

 

Светлана Скоробогатова

Новое на сайте