Ездим и в дождь, и в снегопад…

…К плохой погоде мы, жители северных широт, вполне привычны. Ни дождем, ни туманом, ни снежной кашей под ногами никого не испугать. Однако среди автолюбителей встречаются неуверенные в своих силах персонажи, которые, увидев за окном ненастье, могут категорически отказаться куда-либо выезжать. Не говоря уже о тех, кого вовсе не ласково кличут «подснежниками» - ставящих машину на прикол с первым осенним ледком и забывающих о ней до весны. Последних, честно говоря, понять вообще трудно, так как неясно, о чем они думали, покупая машину и получая «права» в нашей стране? У нас больше шести месяцев в году плохая погода, а уж если ты решил ездить – то делай это всегда. Либо не делай вовсе. Но, будем надеяться, эту статью сегодня читают женщины, которые являются водителями в режиме, который американцы называют «24х7» - «24 часа 7 дней в неделю». Ездить и в дождь, и в снег, и в слякоть, и во время других погодных пакостей вовсе не так уж страшно, как кажется. При условии соблюдения некоторых нюансов, которые мы рассмотрим ниже. 

Начнем с «мокрого дела» - то есть, с дождя. Чаще он бывает летом, весной и осенью, иногда – зимой. Но дорогу скользкой делает всегда.

Наверняка в автошколе вам говорили, что самыми опасными являются первые капли, упавшие на сухой асфальт: вода смешивается с пылью и грязью, образуя нечто вроде смазки, которая сильно ухудшает сцепление шин с дорогой. Даже когда асфальт уже намок, сцепление лучше, поэтому в начальной стадии дождя необходимо плавно сбросить скорость – именно это и сделают большинство водителей вокруг вас.

В сырую погоду сцепление гораздо лучше с шероховатым асфальтом, бетоном или мелкой брусчаткой. Гладкий же асфальт становится похож на каток. Сырой гравий или щебень – ненамного лучше. По такому покрытию вообще рекомендуется ехать со скоростью не выше 50 км/ч. Впрочем, скорость в дождливую погоду лучше держать пониженной на всех видах дорог.

Если вы едете в дождь по трассе с интенсивным движением, то очень скоро заметите, что видимость значительно ухудшают не только капли на стекле, но и висящая в воздухе мелкая взвесь из воды и грязи, которую образуют движущиеся впереди и вокруг вас машины. Этот грязный «туман», к тому же, садится на лобовое стекло и довольно быстро пачкает его. Любой, кто с этим сталкивался, подтвердит, что это явление довольно неприятное. Справиться с этой проблемой могут только сильные «залпы» из омывателя и «быстрый» режим работы стеклоочистителей. Жидкости будет уходить много, поэтому, отправляясь в дорогу в плохую погоду, долейте в бачок столько воды, сколько сможете. Кончится вода по дороге – остановитесь и долейте. Это лучше, чем пытаться разглядывать, что там впереди, сквозь грязные разводы на стекле.

Опытные водители советуют в дождь остерегаться грунтовых обочин и не попадать на них колесами. Если все-таки колеса оказались на мокрой обочине, то ни в коем случае нельзя делать резких движений рулем и нажимать на тормоз (из-за разницы в сцеплении с покрытием машину может «закрутить»). В этом случае нужно плавно снизить скорость и также плавно вернуться на асфальт. Затем неплохо будет прокатиться по неглубокой луже, чтобы промыть протектор от набившейся грязи.

Лужи на дорогах в дождь – явление абсолютно естественное, но не по каждой луже стоит ездить. Иногда вода заполняет довольно глубокие ямы, проезд по которым чреват поломкой подвески или деформацией колесного диска. Поэтому на незнакомой дороге лучше объехать подозрительно выглядящую лужу, особенно если она правильной геометрической формы (так выглядят выдолбленные в дорожном покрытии куски, которые еще не успели заполнить новым асфальтом) или занимает слишком большую площадь. Если же объехать разлившееся «море» не представляется возможным, то, в принципе, сможно проехать и по воде – легковой автомобиль может преодолеть «брод» глубиной до 0,5 метра на небольшой скорости. Но, например, я предпочитаю подождать и посмотреть, как проезжают другие, чтобы оценить ситуацию. Слишко уж памятен «корабельный» опыт, когда наша машина в глубокой луже (в низине, под мостом) заглохла и поплыла, покачиваясь на волнах, как шлюпка…

 

Поплавать получится, конечно, не в каждой луже, а вот добиться такого, весьма неприятного, эффекта как «аквапланирование» можно и в мелком водоеме, и даже без него. При движении на большой скорости вода не успевает выдавливаться из-под колес и образует подобие «водяной подушки» высотой в несколько миллиметров, на которой колесо движется по дороге, будучи уже неуправляемым. Первый признак начавшегося аквапланирования – отсутствие «ощущения дороги» через рулевое колесо (обычно все толчки и колебания подвески чувствуются), да и сама машина начинает «гулять», сбиваясь с курса. Избавиться от аквапланирования можно снижением скорости (но не торможением!) – иногда даже достаточно просто уменьшить силу нажатия на педаль газа.

Если проехать по луже или мокрому участку удалось благополучно, следует обязательно просушить тормозные колодки: прокатитесь несколько метров, несильно нажимая на педаль тормоза.

Даже неглубокую лужу не стоит «пролетать» на большой скорости. Один раз я сделала так, сворачивая с трассы на развязку. Брызги поднялись во все стороны, вода попала на высоковольтные провода и двигатель заглох. Очень «весело» выглядел наш «Москвич», застрявший на подъеме и перекрывавший дорогу, пока мой брат возился с тряпкой под капотом… Не повторяйте моего опыта, пожалуйста! :-)

В грозу ехать в машине не опасно (металлический корпус хорошо защищает от молний), но, если ливень идет «стеной» и видимость снизилась почти до нуля, разумнее остановиться и переждать. К тому же, во время грозы часто бывает шквалистый ветер, который может повалить дерево, уронить рекламный щит или оборвать провода, поэтому нужно быть готовым к неожиданным препятствиям. Да еще и пешеходы, стремясь укрыться от дождя, могут перебегать дорогу в неположенных местах. Так что – внимание и еще раз внимание! 

…Какими бы дождями нас ни поливало, рано или поздно в наших краях наступает зима.

Вождение автомобиля зимой некоторые источники считают едва ли не отдельной наукой, и отчасти они правы: в какой-то степени все мы становимся начинающими водителями с наступлением холодов. Снег, гололед, ранняя темнота – все это требует особенно внимательного отношения к процессу вождения. Но – повторимся – все не так страшно. Одно из главных условий – поставить хорошую зимнюю резину. Разумеется, исправны должны быть «дворники» и печка. Движение зимой в городе часто весьма схоже с движением под дождем: под колесами сотен машин выпавший снег превращается в кашу и далее все в ту же водно-грязевую смесь, которую приходится постоянно смывать с лобового стекла. Только зимой в омыватель заливается не вода, а специальная незамерзающая жидкость.

Принципы движения по зимним дорогам простые: резко не тормозить, не превышать скорость, избегать обгона при снежных заносах, не совершать резких маневров.

Еще один момент: зимой нельзя двигаться и тормозить на «нейтралке» - если летом это относительно безопасно, то по снегу и льду элементарно может «понести». Притормаживать на светофорах нужно не передаче, с выжатым сцеплением – так машина будет более послушна.

Присыпанная свежевыпавшим снегом дорога не представляет особых трудностей даже для начинающего водителя, нужно помнить лишь о том, что снег может прикрывать обледеневшие участки. Иногда на вид дорога выглядит нормально, но лучше время от времени проверять ее состояние: снижаете скорость примерно до 20 км/ч, переключаетесь на вторую передачу (если вы на «механике») и на секунду даете побольше газу. Если колеса проскальзывают, значит, дальше нужно ехать особенно осторожно. Реальную сложность представляет большое количество снега (несколько сантиметров), который еще не успели убрать: на такой дороге автомобиль едет с трудом и плохо слушается, «гуляет» из стороны в сторону. Ехать в этом случае нужно максимально равномерно, без резких снижений скорости и крутых поворотов.

На полностью заснеженных дорогах двигаться необходимо только по накатанной колее, а с другим автомобилем разъезжаться, выбирая более широкие участки дороги. Опытные люди на полном серьезе советуют зимой возить с собой лопату – на случай, если машина «сядет» в снегу. 

При движении в холодную погоду, в темное время суток рекомендуется обращать внимание на отражение света фар от дороги. Дорожный участок, который блестит – наверняка скользкий. Скользкие участки наверняка подстерегают в низинах, возле рек и прудов, в тоннелях, на мостах и возле путепроводов, а также на крутых поворотах и склонах. Как показывает опыт, любые подъемы зимой становятся проблемными (эффект «горки»). Вспомните, как часто после снегопадов на таких участках толпятся автомобили, у которых не получается преодолеть подъем – колеса буксуют и машина не может «взобраться» вверх по склону. Правда, на хорошей резине это чаще всего удается. 

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться в холодную погоду – это непрогретый салон, ледяные сиденья и руль, а также запотевающие при прогреве стекла. Многие современные машины оснащены подогревом сидений и даже руля, но если этого нет в вашем автомобиле, остается лишь запустить двигатель и ждать… Почему нежелательно сидеть на холодном сиденье, женщине объяснять незачем. Поэтому, пока двигатель греется, можно выйти на улицу – почистить снег с машины, например… Чтобы стекла не запотевали изнутри, перед пуском двигателя окна нужно чуть-чуть приоткрыть. Кстати, и при движении вентиляция в салоне должна быть хорошей – известно, что в тепле может разморить и начать клонить в сон. Я, например, даже в мороз всегда оставляю небольшую щель в окне со своей стороны, потому что в принципе не люблю, когда душно. К тому же, отопитель сильно сушит воздух в салоне машины, а соответственно, и кожу лица и рук.

…Где-то я слышала мнение, что начинающего водителя пугает только его первая зима. Дальше все уже гораздо легче. В этом смысле повезло тем, кто (как и я) учился и получал «права» осенью-зимой. Пройдя дождь-слякоть-снег еще на стадии обучения, воспринимаешь эти погодные явления как должное и даже не думаешь, что их стоит бояться. Хотя, как мы уже отметили выше, бояться дождя и снега не стоит в принципе. Даже если у вас еще не такой большой опыт за рулем, совсем скоро вы и сами это поймете!

 

Наталья Буртовая 

Новое на сайте