…Если посмотреть на карту окрестностей Петербурга, то можно увидеть, что шикарные загородные резиденции русских императоров располагаются как бы полукругом, с южной стороны от города. Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Гатчина… Оказывается, это связано с тем, что Петр Первый, планируя строительство пригородных дворцов и парков, ориентировался на укрепленные городки, построенные шведами с оборонительной целью. Царю понравилось грамотное расположение этих городков, удачно вписанных в природный рельеф и берега многочисленных речек. Впоследствии начинания Петра были продолжены и на месте шведских укреплений продолжали появляться не менее удачно вписанные в окружающую природу дворцово-парковые комплексы, которые сегодня радуют и туристов, и местных жителей (всегда есть, где погулять!). Одним из таких замечательных мест стал Павловский парк (и окружающий его город Павловск). Те, кто там уже побывал, охотно соглашаются с утверждением, что Павловский парк – один из лучших пейзажных парков во всей Европе.
Очень показательно одно из высказываний (подсмотрела где-то на просторах интернета! – Н.Б.): «Павловск…самый лучший парк в пригородах Петербурга. Петергоф, он - шикарный, Пушкин, наверное, стильный. На Павловский парк хочется глядеть, как на бегущую воду, бесконечно».
Если вы приехали в Петербург на несколько дней, обязательно посвятите один день Павловску. Только не соглашайтесь на предлагаемые некоторыми экскурсионными фирмами «экспресс-варианты», включающие Царское село и Павловск одновременно: в итоге толком не увидите ни того, ни другого. Лучше выберите отдельную экскурсию в Павловск. А еще лучше – отправляйтесь туда самостоятельно. Добраться в Павловск исключительно просто: с Витебского вокзала (метро «Пушкинская») или от станции Купчино (метро «Купчино»), электричкой до станции Павловск.
Вход в парк находится в двух шагах от вокзала (время работы музея в Павловске – с 10 до 18 часов).
Павловский парк располагается на холмистом берегу речки Славянки, занимая довольно большую площадь. Гулять по нему можно несколько часов, тем более, что живописные виды вполне располагают к неторопливым прогулкам. Очень хорошо сказано в одном из интернет-путеводителей: «Парк хорош во все времена года: он графичен зимой, когда деревья стоят оголенные, выполнен пастелью весной, написан акварелью летом и маслом осенью».
Сравнение с художественными полотнами не случайно: парк создавался как произведение искусства, изящное смешение английского, французского и голландского стилей «ландшафтного дизайна» (как бы сказали сегодня), и очень много своих сил и художественного вкуса вложила в создание парка первая хозяйка Павловска – великая княгиня, а затем императрица Мария Федоровна, супруга Павла Первого.
Под ее руководством в парке появились многочисленные цветники и клумбы, розарий, а также несколько десятков архитектурных сооружений: павильонов, обелисков, статуй, искусственных «руин», гармонично сочетающихся с рукотворными прудами и водопадами.
Павловск неспроста называют «энциклопедией ландшафтной архитектуры». С Павловским парком тесно связано имя итальянского художника, мастера по театральным декорациям и парковым ландшафтам Пьетро Гонзага. Родившийся в Венеции художник, приехав в Россию на временную работу, настолько полюбил Павловск, что решил остаться здесь насовсем и даже перевез семью. Итальянский мастер сумел увидеть в неброской, на первый взгляд, северной русской природе нечто особенное, благодаря чему долина реки Славянки превратилась в один из лучших пейзажных парков. Сюда привозили дубы из Финляндии, липы из Германии, яблони из Москвы, семена цветов из Грузии, Турции и Англии. На аллеях появились классические скульптуры. Кстати, в отличие от парков Петербурга – например,от Летнего Сада, скульптуры в парках Павловска почти исключительно бронзовые.
«Что ни шаг – то новая в глазах картина» - эти слова поэта В.Жуковского можно отнести ко многим паркам окрестностей Петербурга, но сказаны они были именно о Павловском парке.
Автором большинства построек в Павловске стал еще один знаменитый европеец – Чарльз Камерон, который немало оставил после себя на территории России архитектурных творений. Но самым первым его произведением на русской земле стал Храм Дружбы в Павловске.
А после Камерон возвел и Павловский дворец, стоящий на вершине самого высокого холма над Славянкой.
Павловскому дворцу удалось пережить и перестройки в XIX веке, и две революции 1917 года, и гражданскую войну, и даже превращение в аукционный склад в конце 20-х годов прошлого века (советская власть, как известно, не слишком почтительно относилась в историческим ценностям). Лишь в конце 30-х, когда для руководителей страны стало очевидно, что без развития культуры не может выжить ни одно государство, Павловску был возвращен статус музея. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня Павловский дворец дошел не в первозданном виде: во времена Великой Отечественной Войны фашисты сожгли дворец, от него остались одни кирпичные стены. Ленинградские власти даже посчитали, что восстановить его невозможно. Пострадал и парк – много деревьев немцы вырубили для постройки оборонительных сооружений. Однако, правительство страны распорядилось: восстановить! С 1944 года начались реставрационные работы во всех пригородных дворцах и парках вокруг Петербурга. В 1978 году Павловск был первым возрожденным из руин дворцово-музейным комплексом,
а сегодня можно увидеть и чрезвычайно красивые интерьеры дворца – в нем проводятся экскурсии.
В Павловском парке особенно приятно гулять в жаркие летние дни, когда густая листва старых деревьев и пруды дарят прохладу, а на солнечных полянках стрекочут сотни кузнечиков.
Парк полон живности: здесь живут несколько видов лесных птиц, белки (совсем ручные!), в прудах с удовольствием квартируют утки.
Иногда кажется, что идешь по настоящему лесу, настолько естественно выглядят окружающие пейзажи.
Но вот, выходишь на открытое пространство – и видишь вдали дворец, мостик или павильон, и понимаешь, что все-таки это рукотворное произведение. Но при этом не возникает ощущения, что попадаешь в какой-то другой парк – взаимосвязь всех его уголков очевидна.
Как и другие пригородные парки Петербурга, Павловск – это раздолье для фотографов и художников. Виды настолько красивы, что удачные кадры гарантированы даже тем, кто впервые взял в руки фотоаппарат.
Как и в Царском селе, и в Петергофе, то там, то тут вы встретите человека с этюдником, сосредоточенно и с удовольствием пишущего пейзаж с натуры. И рисовать, и фотографировать в парке можно беспрепятственно: оплату за фото и видеосъемку потребуют только внутри дворца.
…Кстати, одна из последних киноработ, в которой «засветился» Павловский парк – сериал «Мастер и Маргарита». Тот, кто смотрел, помнит: в конце Маргарита с Мастером уходят в вечность, в «покой» - и этот «Покой» выглядит как аллея парка, ведущая к горбатому мостику… пожалуй, лучшего места для этого эпизода было не найти!
Долго говорить об одном из самых красивых пригородов северной столицы наверное, не стоит – сюда непременно стоит приехать, увидеть все своими глазами. В отличие от Петергофа и Царского села, в Павловске редко бывает много народа – территория позволяет погулять спокойно, отдельно от экскурсионных групп, даже в выходные. А в будние дни здесь особенно тихо. Можно приехать с детьми, покормить уток и белок, пофотографироваться в парке и просто немного отдохнуть от шумного Питера и уже посещенных многолюдных пригородов.
Сообщение между Павловском и Петербургом, как уже сказано выше, налажено хорошо, электрички ходят регулярно. Можно также доехать из Павловска на маршрутке – до метро «Московская» (ехать около 25 километров, без пробок дорога займет минут 30).
Наталья Буртовая
Информация: www.govpavlovsk.ru
Фото: П.Соболев, www.spb-guide.ru