Тим Бертон: «Возможно, у меня не все в порядке с головой?»

«Бэтмен», «Эдвард - руки-ножницы», «Марс атакует!», «Сонная лощина», «Кошмар перед рождеством», «Труп невесты»… Это далеко не полный список фантастических и сказочных фильмов режиссера и сценариста Тима Бертона, которого без преувеличения можно назвать одним из самых интересных режиссеров нашего времени. Кто-то называет его фильмы жутковатыми, персонажей – пугающими, но при этом все, кто видел фильмы Бертона, соглашаются: это – талантливые произведения, оригинальные и стильные. «Он постоянно балансирует на грани, разделяющей смех и ужас, сатиру и тонкую лирику…» «Тим Бертон мастерски играет на чувствах зрителей, заставляя их восхищаться и сопереживать героям»… Так пишут о нем критики, а каждая его новая картина неизменно вызывает огромный интерес у любителей посмотреть фильмы, не похожие на массовый продукт киноиндустрии.

 

Между тем, в будущем году режиссер-сказочник отметит 50-летний юбилей. Тим Бертон родился 25 августа 1958 года в Бурбанке, штат Калифорния, США. Бурбанк, конечно, не столь известное место, как, например, Голливуд, но тем не менее, здесь расположено множество кино- и телестудий – NBC, Warner Brothers, студия Уолта Диснея и много других. Сам Тим Бертон воспринимает родной город несколько своеобразно: «Я вырос в Бурбанке, в достаточно безэмоциональном окружении – ни погоды, ни культуры, ни времен года – возможно, это дало импульс к созиданию… В Калифорнии, как вы знаете, всегда светит солнце, а меня притягивали мрачные фильмы, где вечно льет дождь, всегда холодно, темно и страшно. В них было все то, чего мне не хватало в реальности!». Мальчик не слишком прилежно учился в школе и, будучи задумчивым и застенчивым, чувствовал себя «не в своей тарелке» среди живущего в бурном ритме города, который почти весь работал на шоу-бизнес.

Однако, Тим с детства любил рисовать. И смотреть «ужастики» и триллеры (одним их любимых детских фильмов называет «Годзиллу»). Окончив школу, в 1976 году Тим поступил в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации. Ему показалось, что именно здесь он сможет найти себя, научившись рисовать мультфильмы и став хорошим художником. Однако, вскоре он понял, что несколько не вписывается в «диснеевскую школу». «Мне не удавались рисунки с натуры, - вспоминает он, - я не мог рисовать симпатичных лисичек, мои лисички выглядели так, будто их переехала машина. Я рисовал персонажей без глаз, а Диснею были нужны большие и плаксивые глаза. Диснею нравились мягкие и плавные линии, а мои линии были грубыми и отрывистыми». Тим ощутил разочарование: он не мог этим заниматься. «Однажды я сидел, рисуя что-то с натуры, и внезапно пережил странный, «озаряющий» опыт. Я сказал себе: да ну это все на фиг, не умею я рисовать – и пусть! Буду рисовать так, как чувствую!» Тим Бертон считает, что на самом деле каждый ребенок умеет рисовать, просто с возрастом это выбивают, навязывая общепринятые точки зрения: «Нет, так рисовать нельзя, надо рисовать вот так!». Сам же он, по его признанию, вовремя «отмежевался» от навязанного мнения и перестал всех слушать.

Кадр из фильма «Битлджюс»Тем не менее, Тим Бертон успел принять участие в анимационном проекте студии Диснея «Лис и гончая» (1981), нарисовать свой собственный черно-белый мультик «Винсент» (1982). Короткометражный фильм «Франкевинни» (1984) на большой экран так и не вышел – цензорам фильм показался слишком мрачным, чтобы показывать его детям. Однако, этот фильм увидел телевизионный комик Пол Рубенс, популярный в 80-х и работавший в образе персонажа Пи-Ви Хермана. Ему понравился стиль Тима Бертона и он предложил ему стать режиссером своего кинодебюта. Фильм «Большое приключение Пи-Ви» вышел в 1985 году. Картина стала своего рода «пропуском» в мир большого кино для молодого режиссера Бертона. В 1988 году на экранах появился фильм «Битлджюс» (он до сих пор периодически идет по нашему ТВ), одну из главных ролей в котором сыграла Вайнона Райдер. «Черный юмор» фильма пришелся по вкусу зрителям, и киностудия Warner Brothers предложила Бертону стать режиссером фильма по легендарному комиксу о человеке-летучей мыши, Бэтмене. 

Выделенный на картину бюджет позволил Тиму пригласить на главные роли Джека Николсона, Ким Бейсинджер, а также Майкла Китона, с которым он уже работал в «Битлджюсе». «Бэтмен» стал лидером проката 1989 года. У истории «Бэтмена», как известно, были продолжения, снятые Тимом Бертоном: «Бэтмен возвращается» (1992) и «Бэтмен навсегда» (1995).

  

Отдельного внимания заслуживает картина «Эдвард - руки-ножницы»(1990).

По сравнению с предыдущими работами Тима Бертона, эта вышла необычайно трогательной и берущей за душу. История Эдварда – несчастного «детища» старика-ученого, который создал молодого человека, но умер, не успев сделать ему руки. Странный, растрепанный парень в черной коже с заклепками и с ножницами вместо кистей рук, остался совсем один в огромном, заброшенном замке. Его нашла продавщица косметики из соседнего городка и по доброте душевной привезла незнакомца к себе домой… Весь сюжет пересказывать смысла нет, все видели этот фильм и знают, что кончилось все грустно: Эдвард не смог прижиться среди обычных людей и даже любовь между ним и юной девушкой была обречена…

В этом фильме Тим Бертон впервые работал с Джонни Деппом – с которым впоследствии его свяжет долгое сотрудничество. Некоторые считают «Эдварда» автобиографическим фильмом режиссера, хотя сам он этого не утверждает. «Эдвард» начинался с эскизов, я нарисовал его, когда еще был подростком, - говорит он. – Возможно, этот герой возник в моей голове как воплощение моего внутреннего состояния. Я рос замкнутым, у меня было мало друзей, а восприятие окружающего мира было излишне мелодраматичным. Я сомневался: будут ли у меня настоящие друзья, девушка? И, конечно, я отразил и свои ощущения от детства, когда поместил Эдварда в традиционный американский пригород».

Джонни Депп тоже вспоминает «Эдварда» с особым чувством. «Я помню последний день съемок «Рук-ножниц», - говорит он, - через 89 дней после их начала, мне накладывали грим (а это был долгий процесс), я смотрел на себя в зеркало и думал: «Ну вот, дружок, время пришло. Сегодня мы видимся в последний раз». Это было так странно, эмоции просто переполняли меня…»

Грустная, красивая и пронзительная сказка сегодня уже считается классикой. Некоторые критики до сих пор называют ее лучшей работой Тима Бертона. А еще говорят, что именно на этих съемках начался роман исполнителей главных ролей – Джонни Деппа и Вайноны Райдер… 

Упомянутая выше вторая часть «Бэтмена» принесла Тиму Бертону неплохой доход, и он наконец-то решился осуществить свою давнюю мечту: поставить полнометражный мультфильм, но не рисованный, а кукольный. Единственный нюанс: в этом проекте Тим Бертон выступил в качестве сценариста, доверив роль режиссера своему другу, аниматору Генри Селику. Но по сути это все равно фильм Бертона. «Кошмар перед рождеством» можно назвать самым оригинальным «рождественским» или «новогодним» фильмом, хотя и поставлен он в стиле «страшной сказки-мюзикла».

Сюжет вкратце таков: есть на свете городок Хэллоуин – похожий на кладбище, населенный разными персонажами пугающего вида, среди который выделяется Джек-Скелет, Повелитель тыкв (тыква, как известно, символ Хэллоуина). Гуляя по темному и страшному лесу, Джек случайно находит дверь в городок Рождества и попадает как будто в параллельный мир: кругом яркие краски, снеговики и украшенные елки. Джек впадает в дикое восхищение от увиденного и ему в голову приходит удивительная и нелепая мысль: он решает заменить собою Санта-Клауса (организовав его похищение) и стать главным героем Рождества…

Он хочет порадовать жителей городка Рождества, но до последнего не догадывается, что только все испортит… Не помогают даже уговоры влюбленной в него девушки-куклы Салли. Посмотрите мультфильм – и узнаете, сможет ли Джек понять свою ошибку и исправить все, что он наделал?

«Кошмар перед рождеством» замечателен всем: и движениями, и мимикой героев, и декорациями, и саундтреком. Когда Тима Бертона спросили, откуда у него такое своеобразное  восприятие Рождества, он рассмеялся в ответ и пояснил, что «если вы выросли в городе, в котором нет времен года, то Хэллоуин и Рождество вы представляете себе весьма абстрактно, вам остается только смотреть на картинки с падающим снегом. Зато в этом фильме мне удалось соединить воедино Рождество и Хэллоуин!» На вопрос, не напугает ли детей его сказка, он ответил, что дети гораздо умнее и смышленее, чем думают их родители, и они обязательно поймут, что на самом деле в этом мультфильме нет ни плохих персонажей, ни тех, кто делает зло преднамеренно. Джек похитил Санта-Клауса и Рождество не потому, что хотел уничтожить его, он сделал это потому, что восхищается Рождеством и хочет дарить людям радость. «Мне вообще всегда хотелось снимать сказки в чистом виде, - поясняет режиссер. – Обычно сказка, попадая на экран, становится инфантильной, преувеличенной или просто глупой. Сказка превращается в шутку, перестает быть сказкой, а я стараюсь этого не допускать!»

Осенью 2006 года в американский кинопрокат вышла 3D-версия «Кошмара перед Рождеством». Тим Бертон так прокомментировал знаменательное событие: «Для меня обновление «Кошмара перед Рождеством» — это как великолепная огранка для небольшого и очень чистого драгоценного камня. Я чрезвычайно счастлив тем фактом, что 3D много добавило мультфильму».

Также следует добавить, что  в 2005 году  телевизионной компанией TNT была создана русскоязычная версия дубляжа «Кошмара перед рождеством», в которой приняли участие такие известные музыканты как Алексей Кортнев, Гарик Сукачёв, Александр (Чача) Иванов, группы «Машина времени» и «Агата Кристи», а также телеведущие Николай Фоменко и Тутта Ларсен.  

…Но вернемся к нашей истории. В 1994 году Тим Бертон снова обратился к игровому кино и снял фильм, по поводу которого критики до сих пор не могут определиться – плохая это картина или наоборот, шедевр? «Эд Вуд» - история американского режиссера Эдварда Вуда, постановщика фильмов ужасов и малобюджетной фантастики, работавшего в 50-х годах ХХ века и названного «худшим режиссером Голливуда».

Черно-белый фильм с Джонни Деппом в главной роли не имел успеха в прокате, но зато удостоился «Оскаров» за лучшую мужскую роль второго плана и лучший грим.

«Марс атакует!» (1996) – еще один своеобразный фильм Тима Бертона, под завязку забитый абсурдом и черным юмором. Сюжет проще некуда: прилетели марсиане (марсиане, оказывается, страшные, лупоглазые, а их головы похожи на гигантские задницы) и начали всех «мочить».

 

И они непременно довели бы  дело до конца, если бы не полусумасшедшая бабуля и ее любовь к музыке. Оказывается, от песенки, которую очень любила слушать бабуля, у марсиан взрывались головы… Так и сгинуло марсианское войско (успев, впрочем, порядочно подразрушить все земные города).

Несмотря на свою пожизненную любовь к триллерам и «ужастикам», первый свой настоящий триллер Тим Бертон выпустил только в 1999 году. Фильм «Сонная лощина» с Джонни Деппом и Кристиной Риччи в главных ролях позволил Бертону в полной мере раскрыть себя как автора «страшных историй».

Сюжет картины напомнит о Всаднике без головы, а еще там много колдовства, мистики, да и вся атмосфера фильма исключительно мрачная…

После завершения работы над «Сонной лощиной» Тим Бертон приступил к съемкам «Планеты обезьян», ремейка одноименной классической картины.

"Планета обезьян" Тима Бертона

Фильм вышел в 2001 году, но был принят критиками довольно прохладно: ремейк не превзошел собой оригинал (хотя достоин уважения за искусный грим!). Бертон не сильно расстроился: у него уже был новый замысел, а именно – фильм «Большая рыба».

Тяжелобольной отец перед смертью начинает рассказывать взрослому сыну о событиях своей жизни… Сын поначалу не верит отцовским «байкам», но в конце концов проникается – и понимает, что его отец действительно был необычным человеком. Вот только сожалеет, что понял это так поздно…

Тим Бертон признается, что фильм «Большая рыба» тоже можно назвать во многом личным: отец Тима умер незадолго до начала съемок и этот фильм режиссер называет «формой терапии и способом справиться с тяжестью потери отца».

 

Следующим фильмом – не менее странным и интересным, чем предыдущие – стала экранизация произведения Роалда Дала «Чарли и шоколадная фабрика».

«Чарли и шоколадная фабрика»

Эксцентричный шоколадный магнат Вилли Вонка объявил конкурс на место своего наследника. В выпускаемые им шоколадки были вложены «золотые билеты» - всего пять – позволяющие выиграть экскурсию на шоколадную фабрику (распространенный маркетинговый ход, не так ли?). Мальчик Чарли очень хочет попасть на эту экскурсию, но его бедной семье не по карману скупать шоколад ящиками ради золотого билета… Но, конечно же, Чарли везет и мальчик знакомится со вздорным, вредным… и очень одиноким Вилли Вонкой.

Роль шоколадного магната досталась… конечно же, Джонни Деппу. Депп неоднократно говорил, что с Тимом Бертоном ему очень легко и спокойно работается: «Съемочная площадка и Тим Бертон на ней – для меня все равно, что дом родной с близким человеком». В свою очередь, Бертону тоже повезло: актеров, подобных Джонни Деппу, готовых на любые эксперименты со своей внешностью и умеющих войти в любой образ, не так уж и много. «Чарли и шоколадная фабрика» стал одним из самых успешных фильмов 2005 года.

Успешный «тандем» режиссера и актера нашел свое продолжение в нашумевшем мультфильме «Труп невесты» (тоже вышедшем в 2005 году).

"Труп невесты" Тима Бертона

Мы видим, что Тим Бертон не может долго жить без мультипликации (а это действительно «болезнь» на всю жизнь!). «Труп невесты» имеет общие черты с «Кошмаром перед Рождеством», хотя за 12 лет технологии шагнули вперед и куклы в этом мультфильме выглядят более «живыми». У Джека-Повелителя тыкв и его товарищей были сменные головы – по одной на каждое выражение лица, а на «Трупе невесты» вся механика была внутри кукол – именно поэтому возможностей для чередования крупности планов было гораздо больше и мультфильм стал похож на игровую картину.

Тим Бертон остался верен себе: его герои, хотя и уводят нас в потусторонние миры, не вызывают страха, наоборот – они, к тому же, еще и симпатичны нам! Даже Мертвая невеста в истлевшем наряде и с червем, живущим у нее в глазу – просто красавица! История в общем, тоже незамысловатая: робкий и застенчивый молодой человек Виктор, накануне своей свадьбы с юной девочкой Викторией, идет погулять в темный и страшный лес (знакомый ход, правда?), где случайно «венчается» с Мертвой невестой, которая тут же влюбляется в Виктора и увлекает его в подземное «царство мертвых»… Мультфильм получился изумительно красивым – никакая компьютерная анимация и рядом не стояла! Лишнее доказательство того, что человеческих рук в искусстве не заменит ничего! Озвучивал незадачливого жениха… правильно, Джонни Депп! Любопытно, что, по словам Тима Бертона, кукла Виктора (поразительно похожая на самого Деппа!) была изготовлена еще до начала озвучки фильма. Мертвая невеста же говорит голосом… жены Тима Бертона, известной актрисы Хелены Бонэм-Картер!

Режиссер и актриса живут в гражданском браке с 2001 года (до этого Тим Бертон уже был женат – на немецкой актрисе Лене Гизеке, после развода с которой долго встречался с другой актрисой – Лизой Мари. Везет ему с актрисами, ничего не скажешь!). Это уже не первая роль Хелены в фильмах супруга – ее можно видеть и в «Планете обезьян», и в «Большой рыбе»… Хелена говорила, что была в восторге от предложения озвучить «Труп невесты»: «Кто еще, если не Тим, предложил бы мне сыграть мертвую девицу с червем в глазу?! Это так оригинально!».

 

Надо сказать, что Тим и Хелена – один из немногочисленных примеров того, как уживаются друг с другом творческие личности.

Хелена рассказывала, что у них с мужем довольно странный дом. На одной его половине – ее территория, где все прибрано, все стильно и элегантно. Но на половине, где обитает Тим, творится настоящий «Кошмар перед Рождеством»…

У пары подрастает сын Билли (родился в 2003 году). Тим как-то признался, что присутствие на родах собственного сына оказалось «самым диким зрелищем за всю его жизнь» и что это впечатлило его куда круче, чем любое самое страшное кино. Хелена Бонэм-Картер сегодня почти не снимается, занимается семьей. «Я не хочу сейчас много работать, с рождением ребенка мне захотелось просто жить и быть счастливой» - говорит она.

Что же касается ее супруга, то он снова, на пару с Джонни Деппом,  работает над экранизацией мюзикла «Суинни Тодд» - историей о серийном убийце, популярной в Британии еще с середины XIX века. Выход фильма планируется на конец 2007 года, и в картине заявлено участие таких актеров, как Кристофер Ли (Саруман из «Властелина колец») и Саша Барон Коэн («Борат»). Можно не сомневаться – кино получится не хуже остальных работ режиссера.

 

…Забавный и вечно растрепанный, Тим Бертон никак не выглядит на свои уже практически пятьдесят. Он любит одежду черного цвета, потому что подбирать вещи по цвету ему просто лень. Он до сих пор везде носит с собой альбом и акварельные краски, наброски к будущим фильмам делает карандашом на бумаге, а в редкие свободные минут любит запускать воздушных змеев. Как-то его спросили: а что же все-таки является для него главным источником вдохновения? Как придумываются такие оригинальные персонажи и идеи? Тим, недолго думая, ответил: «Ну, возможно, у меня не все в порядке с головой? Какие-нибудь генетические проблемы, лишняя хромосома»… Что ж, если бы все «неполадки» в человеческих головах выражались именно таким образом, насколько совершеннее стал бы окружающий мир!

 

Наталья Буртовая

Новое на сайте