«Моя прекрасная леди» - Одри Хепберн

Одри ХепбернОдри Хепберн…. «Настоящая фея, несущая любовь и красоту» - это о ней. На фотографии мы видим одухотворенное лицо молодой женщины с живым, немного озорным выражением больших глаз, слегка приподнятым к вискам, с красиво очерченным ртом, со стрижкой,  напоминающей прическу мальчика-подростка. Кроме красоты, она славилась изысканностью манер, великолепной осанкой, созданием своего элегантного стиля, внутренним обаянием и благородством. Одри Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Растон (Audrey Kathleen Hepburn-Ruston) – вот как  величали ее с детства.

У голландской баронессы Эллы ван Хеемстры и английского банковского служащего Джозефа Хепберна-Растона 4 мая 1929 года в Бельгии под Брюсселем родилась дочь, которой предназначалось носить это сложное имя.  Несмотря на частые ссоры и непонимание между родителями, Одри воспитывалась в строгих правилах аристократического рода, к которому была причастна мать Одри, потомственная аристократка Элла ван Хеемстра. Честность, любовь к упорному труду, самодисциплина, самоограничение, доброжелательность к окружающим, религиозность – вот те ценности, которые прививались с детства и затем очень помогали Одри в жизни, в преодолении преград стоящих на ее пути.

Но в раннем возрасте ей всегда не хватало внимания, тепла со стороны  своих вечно выясняющих отношения родителей. Мать была очень сдержанна в выражении своих чувств к девочке. Через годы Одри скажет:  «Сладости заменяли мне родителей». От бурных и шумных пререканий между отцом и матерью она пряталась под стол и сидела там до тех пор, пока родители не утихали. Одри  всегда испытывала чувство вины перед ними, ей казалось, что она причина их раздоров и очень старалась своим поведением и молитвами обратить их внимание на себя. Но вот случилось непоправимое: родители развелись, а горячо любимый ею отец уехал в Лондон.  Это было настоящим большим горем для маленькой Одри, которое  навсегда оставило глубокий след в ее душе. Одри вспоминала: «Я была совершенно сломлена,…развод родителей был первым ударом, который я пережила в детстве».     

Одри ХепбернПосле развода их уже неполная семья (у Одри было еще два сводных брата Александр и Ян - дети от первого брака баронессы) отправилась в город Арнхем. Мать Одри от своих родителей голландских аристократов получила в наследство поместье под Арнхемом и титул. Там их и застала война. В 1940 году Нидерланды были заняты фашистами. В особняке  поместья ван Хеемстров орудовал штаб, все имущество было отобрано. Начался самый ужасный период их жизни, с пятилетней оккупацией, со всеми невзгодами военного времени. Нужда, недоедание, подстерегающая всюду опасность делали свое дело: детство закончилось. Одри быстро повзрослела и становилась самостоятельной, во всем полагаясь только на себя. С образованием подпольного  Сопротивления фашисты стали применять разные меры подавления. Но жители  Арнхема помогали группе Сопротивления, и Одри не была исключением. Ей приходилось распространять антифашистские листовки, печатные копии нелегальных голландских и английских радиостанций, пряча их в своих туфлях. Несмотря на всю суровость жизни,  Одри не оставила свое увлечение балетом и пока занятия не были прекращены, с радостью ходила  в  Арнхемскую консерваторию, которую посещала еще до войны. Мать Одри попыталась пригласить для нее частного хореографа, но оплачивать занятия стало все трудней, тогда Одри сама начала давать уроки танцев малышам. Из-за отсутствия балетного станка дети пользовались подоконником как балетной  перекладиной. По вечерам в зашторенной комнате, в войлочных тапочках, за неимением  балетных, Одри танцевала для небольшого числа зрителей, а заработанные деньги шли в казну Сопротивления.

Недостаточное питание, душевные травмы (фашисты расстреляли ее дядю, а брата отправили на принудительные работы в Германию) отрицательно влияли на растущий организм Одри. К концу войны начали сказываться последствия хронического недоедания, у нее развилось малокровие. А за два месяца до окончания войны фашисты затеяли облаву на жителей города, и  Одри  пришлось несколько дней  прятаться   в сыром  и грязном подвале полуразрушенного дома, почти не имея еды и питья, со снующими под ногами крысами. Все это тяжелейшим образом отразилось на ее и без того слабом здоровье: к малокровию присоединилась желтуха.  «После войны я была благодарна, что осталась в живых», - скажет  впоследствии  Одри.

Одри ХепбернХуденькой шестнадцатилетней девочкой переезжает она в Амстердам, где ее мать Элла Хеемстра снимает квартиру и устраивается на работу. Сама же Одри попадает в больницу, она серьезно больна. Благодаря друзьям матери и гуманитарным посылкам к Одри возвращается здоровье. И вот уже Элла Хеемстра спешит зачислить Одри в класс ведущей преподавательницы танцев в Амстердаме Сони Гаскелл, балетные «па» продолжаются. Правда, с 18 лет это будет происходить в Лондоне в балетной школе Мари Рамбер. В это же время, чтобы пополнить свой бюджет, ей приходится много работать в рекламе, фотомоделью, в мюзиклах, затем  танцовщицей в ночном клубе.

Кадр из фильма «Моя прекрасная леди»Юная Одри становится очаровательной девушкой, с изящными движениями, с тонкой, стройной фигурой, удивительно воздушная. Она мечтает посвятить свою жизнь балету и  театру. Чтобы голос со сцены не звучал тихо, а дикция была четкой, берет уроки актерского мастерства у известного актера Феликса Эйлмера. Однако славу ей приносит кино. Ее начинают замечать кинопродюсеры и режиссеры, видя в ней богатые актерские возможности. Режиссер-постановщик англо-итальянского происхождения Марио Дзампи, в фильме которого в бессловесной эпизодической роли официантки снялась Одри  «Смех в раю» (1951 год), сказал пророческую фразу: «Настанет день и она будет звездой». Но до своего звездного часа в «Римских каникулах»(1953 год), ей предстояло еще  сыграть в четырех небольших эпизодах мало известных фильмов.  Именно в это время Одри поняла, что любимый ею балет  не станет судьбой, да и рост у нее был не самый подходящий для  прима-балерины (около 1м 70см). Подрабатывая в кино, она  искала не славу, а  необходимые средства к существованию. И все же  ей «повезло чуть-чуть», как сказал бы  отец Элизы Дулиттл в музыкальном спектакле «Моя прекрасная леди». Одри очень понравилась известной французской писательнице Колетт, по роману которой был поставлен знаменитый мюзикл «Жижи» на Бродвее. На роль Жижи была утверждена Одри Хепберн.      

Кадр из фильма «Римские каникулы»Среди зрителей оказался режиссер  Уильям Уайлер, он долго подбирал актрису на главную роль в своем новом фильме «Римские каникулы» по сюжету Долтона Трамбо. И вот, наконец, удача! Уайлер нашел свою маленькую леди, трепетную, утонченную, очаровательную и немного застенчивую. Сомнений быть не могло, он выбрал Одри Хепберн, и она станет принцессой. Сняться в таком  фильме – это ли не удача для молодой и еще не опытной актрисы? Так и произошло, фильму были присуждены  пять премий киноакадемии «Оскар» в разных номинациях, а к Одри Хепберн, кроме «Оскара», пришли настоящие признание и любовь тысячи и тысячи кинозрителей. «Я знал, что очень скоро весь мир влюбится в нее», - констатировал Уильям Уайлер. Несмотря на типично голливудский сюжет фильма, Одри создала свой, ни на кого не похожий, очень непосредственный образ молоденькой девушки – принцессы Анны, убегающей, от своей свиты на улицы Рима, где она с любопытством и удовольствием проводит время и встречает свою первую любовь. Мягкий юмор, удивительный такт,  потаенное чувство душевного благородства, которые так характерны  для самой Одри, она передает своей героине.  На наших экранах фильм «Римские каникулы» повторяется довольно часто, но и до сих пор, он не теряет своей свежести и привлекательности.

Одри ХепбернКиностудия «Paramount», просмотрев черновые варианты фильма «Римские каникулы», решила немедленно выпустить еще один фильм с Одри Хепберн. Так появилась бродвейская пьеса  Сэмюэля Тейлора «Прекрасная Сабрина», экранизация этой комедии была названа «Сабрина» (1954 год), поставленная известным кинорежиссером Биллом Уайлдером. Простой сюжет не помешал фильму сделать невероятные кассовые сборы.  А благодаря опыту, умению кинорежиссера и присутствию популярных актеров, фильм вместил в себя столько обаяния, прекрасного вкуса, что по своей значимости стал выше любой рядовой ленты. Здесь Одри - Сабрина,  дочь шофера, которая влюбляется в сына богача, и Одри играет ее  так, что об этой роли в журнале «Films and filming» написали: «она заставляет считать актерскую работу в «Римских каникулах» ученическим этюдом».  И еще один «Оскар» попадает в копилку актрисы.  

Несколько платьев к фильму «Сабрина» было сшито французским модельером Юбером де Живанши, знакомство с которым перешло в долгую крепкую дружбу.  На протяжении сорока лет Одри Хепберн будет для него не только  идеалом  женской  красоты, но и носительницей своего глубоко индивидуального образа, своего стиля. В 1952 году он основал  Дом моды, ведущими направлениями которого был минимализм и комфорт. Живанши создавал для Одри наряды, следовавшие этому принципу, подчеркивая ее стиль, женственность и  изящность. «Он сделал из меня то, что я есть», -  объясняла Одри.  Она была тоненькая, почти невесомая; не имея пышных форм, она покоряла своим вкусом, элегантностью, умением красиво двигаться, каким-то внутренним теплом и аристократичностью. По мнению Живанши у Одри Хепберн была великолепная фигура, специально предназначенная для его моделей, а Билли Уайлдер заметил, «благодаря которой роскошные женские бюсты выйдут из моды».  

  Одри Хепберн

Одри своим стилем и романтическим обликом перевернула многие представления об эталоне женской красоты 50-60-х годов ХХ столетия. Популярность и слава Одри Хепберн были настолько огромны, что даровали ей пьедестал кинобогини. Каждый фильм с ней превращался в целое событие. Женщины следили за изменяющимися формами ее причесок, подкрашивали глаза так, чтобы они казались приподнятыми к вискам, копировали фасоны ее платьев, ее стиль. Ювелирная компания “Tiffany & K”,  стала  всемирно известной лишь только потому, что Одри сыграла в романтической комедии по рассказу Трумена Копоте,  «Завтрак у Тиффани» (1961 год), появившись там, в маленьком черном платье с роскошной бриллиантовой диадемой в волосах, сочетание которых до сих пор является  классикой стиля.

   Одри Хепберн

Одри Хепберн, может быть, в силу своего воспитания или врожденных качеств никогда  не страдала «звездной» болезнью, тщеславием и самолюбованием. Ей были  присущи  гармоничность души и тела, оригинальное соединение утонченного аристократизма с великолепной статью балерины; мягкость и простота в обращении, но без фамильярности. Она  удерживала на расстоянии  людей, которые «подходят слишком близко», не теряя при этом своей душевной красоты и доброты.      

Одри ХепбернПуть каждой актрисы, отдающей всю себя профессии, обретает  трудности в поисках своей любви, своего единожды выбранного мужчины. И состоявшиеся в  жизни Одри два брака это подтверждают. Счастлива ли она была? Одно можно утверждать, бесспорно,  она обожала своих двух сыновей родившихся от этих браков. Тем более после неоднократных выкидышей, которые омрачали ей так сильно желаемое материнство. Но  уже первый ребенок появился на свет  на излете ее отношений с мужем, Мэлом  Феррером  -  актером, режиссером и продюсером. Они познакомились и поженились после необыкновенного триумфа Одри в фильмах «Римские каникулы» и «Сабрина» в 1954 году. Ей представили высокого, хорошо сложенного, красивого 37- летнего мужчину, в которого она сразу влюбилась. Но Мелу Ферреру трудно было переносить завидный успех своей жены, его карьера не была столь блестящей и не начиналась так стремительно, и, сыграв значительно больше ролей, чем она, ему хотелось подчеркнуть свою значимость. А Одри, не забыв свое неласковое, неуютное  детство без отца, понимала, что ради сына  надо из-за всех сил  сохранять  то, еще неразрушенное, что у них осталось с Мелом.

Сразу же после замужества, режиссер Кинг Видор пригласил Одри Хепберн  на роль Наташи Ростовой в фильм по роману великого Льва Толстого «Война и мир». Мелу Ферреру предназначалась роль Андрея Болконского. Съемки начались в 1955 году, а в 1956 году фильм вышел на экраны.

Вдумчивое и серьезное отношение к экранизации гениального произведения вызывает уважение к режиссеру Кингу Видору и всему коллективу, работающему над фильмом. Сам же режиссер по окончании съемок сказал: «Единственно, в чем я уверен, - это в Наташе».

Вспоминаются кадры давно прошедшего на наших экранах  фильма «Война и мир». Тоненькая, темноглазая девушка с вопрошающим взглядом, с восторженной улыбкой на лице появляется на балу…. Как удалось этой американской актрисе так убедительно сыграть русскую барышню, дворянку  начала XIX века? Где  нашла она ту палитру   красок, которая помогла ей создать такой понятный и узнаваемый образ Наташи Ростовой? Ответственность, с которой  Одри  подошла к этой роли, проявилась уже с изучения русского  языка, на котором был написан роман. И вот - ее первое  появление на экране, где  она в полной мере заставляет зрителя почувствовать внутреннюю красоту и очарование героини. И в каждой новой сцене фильма раскрывается все больше ее разных душевных граней. А знаменитый первый бал Наташи Ростовой! Вся гамма чувств отражена на лице, в огромных выразительных глазах Наташи – Хепберн. И мысленно, как бы сопоставляя созданный ею образ с тем, что сложился в нашем воображении, соглашаемся: да, это она - Наташа Ростова. Можно только очень пожалеть, что сам фильм оказался не на столь значимой высоте, чем его героиня – Наташа Ростова в исполнении  Одри Хепберн.

Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой  Наташа Ростова в исполнении Одри Хепберн

Киностудии «Paramount»,  выпустила  в 1957 году фильм- мюзикл Стенли Донена «Забавная мордашка», где Одри играет продавщицу книжного магазина Джо, которая становится топ-моделью, а ее «мордашка» новым редким образцом красоты. Тут все: и чудесная, волнующая музыка Джорджа Гершвина, и потрясающий танцовщик Фред Эстэр, с которым они танцуют и поют, и демонстрация коллекции Юбера де Живанши. Наконец, она в своей стихии, где можно показать балетное искусство, умение демонстрировать с непревзойденной грацией наряды и свой необычный по тембру и проникновенности голос. К сожалению, его не услышали кинозрители  музыкального фильма «Моя прекрасная леди» (1964 год) режиссер Джордж Кьюкор,  так как на киностудии Warner Brothers, где снимался фильм, песни озвучивала певица Марни Никсон.

В роли Элайзы Дулитл, фильм «Моя прекрасная леди»«Нет ни одной другой роли, которую я так хотела бы сыграть», - и действительно,  разве можно было устоять перед предложением, опять сняться в музыкальном спектакле, в роли Элизы Дулиттл в экранизации известного одноименного мюзикла, поставленного по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Правда, роль смахивала на роль очередной «золушки»,  превращающуюся в «принцессу». Одри предстояло сыграть простую торговку цветами,  из которой  профессор филологии Хиггинс в результате спора за три месяца создает благовоспитанную даму высшего света. Одри во всем хотела достичь  совершенства и по ее словам постаралась наполнить свой  персонаж каким-то новым звучанием, а не играть саму себя.  Для большей достоверности ей пришлось «поучиться» простонародному лондонскому говору, опять вспомнить балетные «па».  Снимаясь в этом фильме, Одри была уже далеко не юным созданием, но вылепленный ею образ Элизы Дулиттл, оказался необыкновенно искренним, естественным и живым, где так очевидно сохранившееся  милое очарование женщины – ребенка. Какая же  это была  прелестная «замарашка» и восхитительнейшая леди! Фильм приобрел мировую славу, получил все  премии, какие только возможно, а сама Одри была награждена  за лучшую женскую роль в Италии и Франции, а также премией «Золотой глобус». «Моя прекрасная леди» - один из лучших американских мюзиклов 60-х годов имел большой успех  и в нашей стране.

Кадр из фильма "Как украсть миллион"Еще один фильм, который был в российском прокате, назывался «Как украсть миллион». Он снимался в киностудии 20 th  - Century Fox  по произведению Джорджа Брэдшоу (1966 год), режиссер Уильям Уайлер. Одри Хепберн играла Николь дочь художника-любителя, который так талантливо писал, а затем и продавал копии с мировых шедевров, выдавая  их за оригиналы, что никто не мог его заподозрить в фальсификации. Однако всему приходит конец... Эта веселая, остроумная комедия немного напоминает настроение «Римских каникул». Здесь Одри  легкая,  непринужденная, ироничная, в  облачении новой, потрясающей коллекции  Живанши, который внес существенное дополнение, в создание образа, предложив, несомненно, стильной  Одри Хепберн   более современные силуэты костюмов и прически.

Однако трагедия личной жизни неумолимо надвигалась.  Год окончательного разрыва Одри с мужем Мелом Феррером - 1967. Правда, они пытались сохранить свои отношения, думая, что  расстаются ненадолго.  Но в 1968 году после встречи  Одри с молодым психиатром из Рима Андреа Дотти  Одри и Мел развелись официально. «Это было горьким разочарованием для меня. Я полагала, что брак между двумя…любящими друг друга людьми должен существовать до тех пор, пока один из них не умрет». Она так хотела, чтобы Шон ее старший сын не ощутил горечь утраты…. И не сообщила своей матери о разводе, чувствуя, что повторяет ее судьбу….

Одри ХепбернНовый брак, осуществившийся в 1969 году,  вначале не предвещал ничего драматичного. Родители Андреа были рады рождению внука Луки. А Андреа  Дотти,  разве мог он себе представить хотя бы на миг, что его женой будет та самая  принцесса из «Римских каникул»? В которую влюбился, увидев съемки этого фильма на улицах Рима, где пятнадцатилетним пареньком с восторгом наблюдал за обворожительной девушкой, играющей принцессу. Постепенно стало ясно, что он действительно был влюблен в принцессу, но не в ту женщину, которая находилась  рядом с ним. Одри же хотелось быть настоящей итальянской женой, заботиться о муже, быть хорошей хозяйкой. После рождения их сына она стала редко сниматься в кино, вела уединенный образ жизни, была счастлива, что Андреа подружился с ее первым сыном, но идиллии не получилось. Муж все чаще находился вне дома и, наконец, она узнала, что свой досуг он проводит в объятиях  других женщин. Это больно оскорбило ее самолюбие, хотя она попыталась  простить Андреа, но было уже слишком поздно, все шло к своему логическому завершению. Спустя почти десять  лет в 1980 году они расторгли свой неудавшийся брачный союз.

И все-таки чудесная встреча со  счастьем состоялась! Одри было почти 50 лет. Голландец по происхождению,  актер по профессии Роберт Уолдерс  в то время был вдовцом, а Одри занималась бракоразводным процессом. Они сразу же стали добрыми друзьями, находя, друг в друге сочувствие и большую общность интересов. Впоследствии их отношения стали более нежными, а жизнь  наполнилась новым смыслом и счастливыми мгновениями любви.   Швейцария, которую всегда любила Одри и большую часть времени проводила там, в Толошеназе, недалеко от Лозанны, теперь уже навсегда останется ее постоянной обителью. С новым избранником она не заключила брака: «Нет никаких причин, мешающих нашему браку, но мы счастливы и без него».

Одри ХепбернОдри Хепберн снялась во многих фильмах: «Любовь после полудня» Билли Уайлдера (1957 год), «История монашенки» Фреда Циннемана (1959 год), «Зеленые поместья» Мела Феррера (1959 год), «Непрощенная» Джона Хьюстона (1960 год), «Самый громкий шепот» Уильяма Уайлера (1962 год),  «Париж, когда там жара» Ричарда Квина (1963 год),  «Шарада» Стенли Донена (1963 год),  «Кровавое родство» Теренса Янга (1979 год), «Двое на дороге» Стенли Донена(1967 год), «Робин и Мэриан» Ричарда Лестера (1976 год) и  других.  В каждый свой  фильм,  она привносила частичку своего обаяния, особую индивидуальность, тонкий юмор, благородство. Последнего «Оскара» Одри была удостоена за лучшую женскую роль в фильме «Дождись темноты» Теренса Янга (1967 год). Где убедительно сыграла слепую женщину  Сьюзи, которой необходима лишь темнота, чтобы оказаться «на равных» с посягающим на ее жизнь бандитом. Продюсером этого фильма был бывший муж Одри Мел Феррер. Последним ее фильмом станет фильм «Всегда» Стивена Спилберга (1989 год). Тогда же, несмотря на свой возраст Одри Хепберн попала в число самых красивых людей на планете. Критерием этого выбора являлись не только природная внешняя красота,  но и глубокая душевная красота и чистота.

В 80-е годы Одри увлеклась общественной деятельностью, принимала участие в работе  Детского фонда при ООН. Чужое горе, нужда и нищета пробуждали в Одри огромное сочувствие, непреодолимое желание помочь. Воспользовавшись своей  славой кинозвезды, она привлекала внимание общественности на проблемы, связанные с тяжелой жизнью детей, эпидемиями в неблагополучных странах Азии и Африки, в горячих точках. Она организовывала благотворительные акции, гуманитарную помощь. «Я не успокоюсь, пока хоть один ребенок в мире останется голодным», - так говорила Одри Хепберн, получая из рук президента Америки свою  заслуженную Медаль Славы – высшую американскую награду. В качестве посла от Детского фонда она побывала более чем в 128-и странах, но поездкой в Сомали (1992 год), закрылась последняя страница ее жизни. Диагноз, который  поставил врач, не давал надежды на выздоровление, операция не помогла. Одри Хепберн умерла 20 января 1993 года на 64 году жизни. Уже сразу после смерти ее догнала еще одна награда  - Гуманитарная премия имени Дж.Хершолта. Но Одри ожидала другая миссия – остаться в памяти людей на века!

Одри Хепберн

В Толошеназе, в Швейцарии среди безмолвия кладбищенских могил покоится прах прекрасной леди, которая очаровала весь мир и отдала свое сердце любви и искусству.  

 

Светлана Скоробогатова

Новое на сайте