Пол и Лорен Савой: «Творчество – семейной жизни не помеха!»

Все-таки, от женщины в семейном союзе зависит очень много. Мысль неоригинальна, но это действительно так. Степень «выживаемости» брака во многом определяется женщиной: сможет ли она стать поддержкой мужу, создать ему условия для реализации его грандиозных замыслов… при этом не забывая и о себе, и оставаясь для него интересным человеком, а не «домашней курицей». Особенно это актуально, когда мужчина – творческий человек. Это действительно непросто. Однако, в реальной жизни такие примеры есть. И вот – один из них. 

…1994 год, 19 июня, Санкт-Петербург. Только что завершился концерт в БКЗ «Октябрьский», главными звездами которого были норвежцы А-НА. Группа в сопровождении охраны быстро проходит к своему микроавтобусу. Солист Мортен Харкет умудряется на ходу давать интервью, клавишник Магне Фурухольмен успевает хохмить и переговариваться с фэнами. И только гитарист Пол Воктор идет молча, прикрывая широкой спиной свою жену Лорен – которая, впрочем, не теряет времени и снимает все происходящее на видеокамеру, подняв ее на руках над толпой… Это была моя первая встреча с Полом и Лорен – чрезвычайно интересной и творческой парой, подробности жизни которых стали мне известны уже позже. 

В наше время редко встретишь мужчин-однолюбов. Особенно среди людей, имеющих отношение к шоу-бизнесу и уж тем более, мировых звезд. Однако, Пол Воктор своим существованием доказывает, что такое все же возможно. Вот уже 23 года он живет с одной женщиной. И все эти годы не перестает смотреть на нее сияющими глазами (это видно невооруженным взглядом!). А Лорен – живой пример того, что можно прожить с мужчиной два десятка лет – и оставаться для него источником вдохновения и восхищения.

 

Для тех, кто не знаком с творчеством группы А-НА, имя Пола Воктора, возможно, не говорит слишком много. Но – практически все знают их первый и главный хит “Take On Me” и анимационный видеоклип на эту песню. Помните – тот, в котором парень из комикса увлекает девушку в свою нарисованную историю, а потом вслед за ней «пробивается» в наш мир, становясь реальным человеком?

 

Так вот, автором этой песни, а также других всемирно известных хитов А-НА – “Hunting High and Low”, “The Sun Always Shines On TV”, “Summer Moved On” и т.д. – является именно гитарист группы Пол Воктор.

Задумчивый, подчас совсем неразговорчивый и часто «уходящий в себя», этот зеленоглазый блондин называет себя «самым заурядным человеком» и абсолютно не болен «звездной болезнью». Почти всегда оставаясь в тени симпатичного и кокетливого вокалиста Мортена, он,  гитарист и композитор группы, тем не менее, хорошо понимает, что без него А-НА не состоялись бы… но не любит лишний раз говорить и напоминать об этом. Кажется, что ему вполне достаточно признания и любви своей жены Лорен, которая всегда с ним рядом, которой посвящены очень многие  песни А-НА… и которая, между прочим, внесла свой немалый вклад в «фиксировании» Пола и его коллег для истории. Дело в том, что Лорен Саввой – неплохой режиссер и профессиональный видеооператор. На момент знакомства с будущей поп-звездой Полом она обучалась в Международной кинематографической школе в Лондоне и планировала связать свою жизнь со съемками фильмов и клипов. Лорен Лючия Савой, польская еврейка, родители которой в свое время эмигровали в США, родилась в Бостоне, в 1963 году. А в 1983 году она оказалась в Лондоне, где 22-летний норвежец Пол Воктор и его коллеги по А-НА пытались пробиться «большой шоу-бизнес». Компания часто проводила время на всевозможных тусовках в клубах и дискотеках, коих в Лондоне в начале 80-х было не меньше, чем в сегодняшней Москве.

… «Лорен была самой отпадной девчонкой на дискотеке в “Camden-Palace”. Она находилась в Лондоне всего пару дней и явилась на эту тусовку в жеваной американской одежде – будто дверью ошиблась. И я не смог устоять перед такой девчонкой!» - так рассказывает Пол Воктор об их первой встрече. Пол в тот момент выглядел отнюдь не героем-любовником: худой, долговязый, с диким начесом на обесцвеченных волосах и толстым слоем автозагара на физиономии. Не лучше была и остальная публика в “Camden-Palace”: всевозможные «трансвеститы», «дочери Дракулы» и прочие «фрики». Лорен же выглядела «белой вороной» среди всего этого люда: просто одетая девушка с длинными черными волосами… и что-то в ней было очаровательное и беззащитное! Пол, обычно довольно застенчивый в общении с девушками, в этот раз не стушевался и направился прямиком к Лорен – знакомиться… Лорен вначале напугалась по полусмерти, когда к ней «подкатило» такое странное существо. «В тот момент мне показалось, что это какой-то инопланетянин!» - вспоминает она. Но что-то подсказывало ей, что «существо» - вполне безобидное, несмотря на свой чудной вид…

…Первое свидание пары тоже было занятным. Пол и Лорен отправились в американский ресторан, в котором в тот вечер оглушительно играла какая-то кантри-группа… Лорен говорила громко, быстро и неразборчиво, а английский у Пола и так был не идеальным. В общем, он не понял почти ничего. Однако, он изо всех сил старался делать вид, что понимает Лорен, неотрывно смотрел в ее глаза и выразительно кивал. «Мне показалось, что это был самый интеллигентный человек, которого я когда-либо встречала!» - говорила потом Лорен. – «Он так внимательно меня слушал!». Кстати, спустя несколько лет Лорен признавалась, что все ее близкие и знакомые удивлялись: как она могла влюбиться в человека, которой настолько молчалив, что его можно принять за немого?!..

Пол очень быстро понял, что безнадежно влюбился в черноволосую американку, «девушку-огонь», такую живую и яркую, с таким милым, непривычным его уху акцентом… А тут для Лорен пришло время возвращаться в Штаты. Она обещала приезжать к нему, как только будет возможность, а он очень боялся, что больше ее не увидит. Лорен уехала, и Пола с головой «накрыла» тоска… Но – у творческих людей тоска и влюбленность всегда становятся питательной почвой для новых творений. Так же случилось и с Полом: он стал сочинять песни.  «Почти весь альбом “Hunting High and Low” – это сборник песен о моей первой любви, - говорит Пол. – Я действительно понял, что полюбил по-настоящему впервые в жизни. Но – я жил в Англии, она – в Америке, и я все время жил в страхе, что наши отношения прекратятся… поймите, ведь мы могли месяцами не видеться!  Все песни на этом альбоме были посвящены ей, они были написаны в попытке сберечь в ее сердце место для меня. Я хотел вложить в нее так много самого себя, чтобы она не смогла без меня жить. Я признаю, что использовал все музыкальные приемы, чтобы она меня полюбила… Каждой своей песней я умолял ее уделить мне внимание, чтобы меня приняли… to Take On Me! («Прими меня», «Положись на меня» - примерно так переводится эта фраза и название хита А-НА – Н.Б.)

Кстати, песен, написанных Полом во время разлуки с Лорен, хватило и на второй альбом. Доказательство тому – песня “The Swing of Things”: «Спи, дорогой, спокойной ночи! – сказала ты Но, послушай, как я могу спать, когда в моей голове звучит твой голос? Когда между нами океан и постель моя пуста?!»…

Влюбленный музыкант был услышан. Лорен вернулась, чтобы остаться с Полом и сопровождать его в мировых турне группы А-НА, стремительно «взлетевшей» на верхние строчки хит-парадов после супер-успешной “Take On Me”. Но Лорен никогда не забывала о свой профессии. Она не просто ездила с Полом по разным странам.

Она практически не выпускала из рук видеокамеру. Результатом этого стали несколько клипов А-НА, а также документальный фильм о концертах группы в Южной Америке в 1991 году – она так и называется “Live in South America”. Лорен и по сей день периодически становится режиссером видеоклипов, причем, на ее счету не только ролики для А-НА, но и для групп “Diva”, “September When”, а также… собственной группы (но об этом чуть позже).

Лорен и Пол объявили о помолвке в 1987 году. Но прошло три года, прежде чем пара нашла время пожениться. Свадьба состоялась в декабре 1991 года в Осло (Норвегия). По скандинавской традиции, в конце свадебной церемонии жених произносит благодарственную речь, обращаясь к супруге и ко всем присутствующим. Но Пол вместо традиционной речи взял гитару… и исполнил свою новую песню, нежную и очень красивую. “Angel in the Snow” она называлась –  «Ангел в снегу».

Лорен – действительно выглядевшая как ангел в «снежном» облаке свадебного платья – была тронута до глубины души (чего уж говорить о родственниках и друзьях – говорят, многие прослезились, слушая песню). Песня же заняла достойное место в альбоме А-НА “Memorial Beach” (1993) и до сих пор иногда исполняется группой на концертах.

После свадьбы молодая творческая семья практически окончательно обосновалась в США. Лорен привычнее было жить в Америке, а Пол не особенно и возражал. Тем более, что в их квартире в Нью-Йорке он смог оборудовать отдельное помещение под домашнюю студию.

 

И, несмотря на то, что сегодня у семейства Воктор-Савой есть своя жилплощадь (точнее говоря, вилла!) в Осло, они частенько находятся в Нью-Йорке… так и живут на два дома. Всего однажды пара всерьез задумалась о том, чтобы покинуть Нью-Йорк: 11 сентября 2001 года. Все знают, что произошло в этот день. Лорен и Пол стали свидетелями терактов, Одним из последствий этого, по словам Пола и Лорен, стала серьезная ссора между ними, чуть не ставшая причиной их развода. Лорен хотела сразу же покинуть Манхэттен, а ее Пол настаивал на том, чтобы они остались в своей квартире. Лорен все-таки уступила мужу, и все закончилось без драматических последствий.

Собственная студия помогла Полу воплотить в жизнь сольный проект – группу под названием… Savoy!

…Спросите любого мужчину-музыканта: согласился бы он играть в одной группе с собственной супругой? Подавляющее большинство ответят: «Нет, ни в коем случае!» (и это при том, что нам известны примеры Пола Маккартни, Джона Леннона – но это, скорее, исключения). Но Пол считал иначе. Его жена Лорен – полноценный участник его группы (довольно успешной в Норвегии), соавтор и режиссер клипов Savoy. Вот такой вот семейно-творческий союз. Когда в карьере А-НА наступила пауза (1995-2000 гг), именно Лорен указала Полу на то, что он написал много музыки, не подходящей для А-НА – так почему бы не выпустить ее отдельным проектом? Надо сказать, Пол и раньше советовался с Лорен по вопросам музыки: «Я всегда сначала показывал сочиненную песню жене и только потом, выслушав ее мнение, давал послушать Магне и Мортену!» - говорит он. Мнение Лорен было для него определяющим. Поэтому, когда жена подала ему идею об отдельном от А-НА проекте, Пол подумал… и не нашел ничего лучше, как предложить Лорен поучаствовать! В одном из телеинтервью 1996 года он сказал: «Я везде искал людей, с которыми мог бы играть, давал объявления… пока не убедился, что лучшая группа – вот здесь!» - и указал на скромно сидевшую рядом Лорен…

«Вообще-то, Пол несколько ошарашил меня, - вспоминала несколько позже Лорен. – Однажды вечером я принимала ванну, думала о чем-то своем, а тут зашел Пол и сказал: «Как ты думаешь, ведь было бы неплохо создать группу, в которой будем мы вдвоем? Я был очень удивлена, но в то же время польщена его безмерным доверием ко мне!»

«Я начала учиться играть на гитаре, - продолжает она. – Я использовала сборник песен The Beatles (а мы с Полом вообще фанаты Beatles!) для практики, а Пол дал мне инструмент с отличными, мягкими струнами, чтобы у меня не очень сильно болели пальцы. Так все и вышло».

Кроме Лорен и Пола в группу Savoy влились еще бас-гитарист Грег и барабанщик Фрод.

 

Группа Пола и Лорен за 6 лет записала 5 альбомов, а также стала довольно популярной «клубной» норвежской группой. Для Пола это была своеобразная «смена обстановки», отдых от безумного темпа жизни с А-НА (да, от мировой популярности тоже можно устать!). А присутствие рядом любимой женщины способствовало творческой активности. Конечно,  невольно напрашивается некоторая аналогия с Йоко Оно или Линдой Маккартни… Однако, Пол очень не любит, когда его супругу сравнивают с этими женщинами: «Она – другая!». Что ж, это его право так думать… но сходство Лорен с Йоко все-таки отчасти присутствует.

Впрочем, супруги уделяли внимание не только музыке! В августе 1999 года у них родился сын – True August (с переводом имени, честно говоря, затрудняюсь – сложно представить, чтобы ребенка звали «Настоящий Август» - а дословно это так! Хотя, от творческих родителей можно ожидать и не такого! – Н.Б.). Сегодня мальчика все называют просто Огги.

Однако, спокойной семейной жизни у Лорен, Пола и Огги так и не получилось. В 2000 году А-НА «триумфально вернулись» с новым альбомом “Minor Earth Major Sky”, за ним последовало очередное мировое турне… Лорен впервые узнала, что значит оставаться дома, пока супруг разъезжает по всей планете. Но, в отличие от других жен музыкантов А-НА, она, как только Огги вышел из грудного возраста, вернулась к образу жизни, привычному для нее еще с середины 80-х: переезды, концерты, съемки, гостиницы. Маленький сын часто ездил с ней  - так он начал знакомиться с насыщенной жизнью родителей чуть ли не с рождения (да и это вопрос спорный – Лорен до самых родов продолжала записываться и даже стала режиссером очередного клипа Savoy, будучи на восьмом месяце!).

Что еще более удивительно – Лорен и Пол умудрились записать в 2001 году очередной диск Savoy! «Мы решили не упускать из виду то, как растет наш сын, - говорит Пол. – Поэтому мы не начинали работать в студии до того, как уложим Огги спать в шесть часов вечера. После этого у нас было четыре часа для работы. Сами мы ложились в десять, а вставали в шесть утра… И у нас все получилось! Многие музыканты, имеющие маленьких детей, говорят, что у них перестает хватать времени и жизненных условий, чтобы писать песни. Но у нас с Лорен наоборот появилось много идей! Появление Огги связало наши жизни, и это также оказало влияние на творческий процесс!»

Когда Лорен и Пола спрашивают: а не трудно ли им и жить, и работать вместе практически 24 часа в сутки, они практически хором отвечают: «Конечно, нет!». «Не знаю, если бы мы не были женаты, нашел бы я еще кого-нибудь, с кем бы мне так хорошо работалось!» - поясняет Пол. – «Мне замечательно работается с Лорен, мы понимаем друг друга… ну, например, я сначала сочиняю куплет песни, а потом Лорен берет – и придумывает к ней хитовый припев! И песня выходит отличная!». «Да, мы много работаем вместе,  - добавляет Лорен. – Конечно же, не все так гладко, стычки возникают, но у какой пары их нет? Мне остается лишь следить за тем, чтобы мы не занимались работой круглые сутки, а все-таки прерывались иногда на еду и отдых… Тем более, что теперь у нас есть сын и ему необходимо наше внимание!».

 

…1994 год, 20 июня. Санкт-Петербург, зал вылетов аэропорта Пулково. До лондонского рейса еще почти час, музыканты А-НА заполняют декларации и попутно общаются со вьющимися вокруг фэнами. И только Пол с женой сделали все раньше всех и теперь Лорен тихонько сидит на лавке рядом со своим багажом, а Пол, как верный страж, возвышается рядом с ней…  Я осторожно приближаюсь к этому высокому, сумрачному и с виду неприступному человеку и спрашиваю: не подпишет ли он мне свое фото? И вдруг неожиданно его лицо озаряет добрая улыбка. «Да, конечно!» - безо всякого раздражения отвечает он, и я облегченно вздыхаю (вроде не помешала!). Лорен, сидящая рядом, тоже приветливо улыбается мне… «Какая же вы славная пара, ребята!» - вдруг думаю я. И становится очень жаль, что совсем скоро они улетают и нет времени пообщаться подольше. «Спасибо, Пол! Счастливой дороги!» - говорю я. «И вам спасибо!» - почему-то благодарит меня Пол, а Лорен еще раз улыбается. А в огромное окно за ее спиной уже начинает стучать дождь,  морося из туч, в которые скоро поднимется их самолет…

С тех пор прошло 12 лет. Периодически я заглядываю на сайт Пола и Лорен (оба они, кстати, заядлые компьютерщики) – и мне всегда приятно узнавать, что у этой творческой семьи по-прежнему все в порядке. И я точно знаю, что на 99% - это заслуга Лорен. Да и за Пола можно не беспокоиться, пока она рядом. Она – не просто его жена и надежный «тыл», она – его мир, в котором ему легко и спокойно… и благодаря которому рождаются на свет замечательные песни группы А-НА.

 

Наталья Буртовая

 

В статье использован материал книги: Х.Харкет,Х.К.Дал. И дует теперь ветер на земле. А-НА крупным планом/ пер.с норв.Ю.Ремизовой.-СПб: «Композитор», 2006

Новое на сайте