Устами младенца

Речь Вашего малыша может многое сказать о его умственном развитии и эмоциональном состоянии. Давайте поговорим о нескольких самых важных проблемах, с которыми могут столкнуться родители, если речь идет о том, что и как говорит их ребенок.

 

Говорим правильно

В любом возрасте Ваш малыш должен уметь выразить свои мысли. Если Вы замечаете, что он стал часто использовать одни и те же слова и выражения, это повод насторожиться. Тем более, если иногда очевидно, что ребенок употребляет какой-то речевой оборот, не вполне понимая, что тот означает. Что же делать?

Побольше разговаривайте с малышом сами. Старайтесь при этом сознательно обращаться к разным темам. С совсем маленьким можно просто обсуждать окружающие предметы, с более взрослым можете поговорить о чем-то интересном, загадочном и новом для него – космическом пространстве или далеких странах.

Обратите внимание на то, какие телепередачи смотрит Ваш ребенок. Разумеется, в них не должно быть откровенной брани или грубых слов. Постарайтесь также, чтобы он не увлекся одними лишь примитивными мультфильмами – ему необходимо слушать живую, правильную человеческую речь.

По этой же причине лучше всего, чтобы ребенок начал читать как можно раньше. До тех пор, пока он не научится делать это сам, читайте ему сами или, если нет такой возможности, воспользуйтесь аудиокнигами – их ассортимент на самых разных носителях сейчас очень широк.

Ну, а когда малыш научится читать сам, следите за кругом его чтения. Подбирайте соответствующие возрасту и склонностям ребенка книги. Лучше, если это будет разнообразная литература. Вот лишь примерный список:

-   детские энциклопедии и справочные издания

-   сказки и приключенческая литература

-   мифы, предания, легенды

-   книги на научно-популярную тему

-   произведения отечественных и зарубежных авторов

-   поэзия

Постарайтесь найти время обсудить с малышом содержание прочитанного. Сделайте вид, что Вы не знаете, о чем там речь, и попросите рассказать Вам – устный пересказ играет очень большую роль в развитии речи ребенка. Чтение, кроме того, не только увеличивает словарный запас, но и развивает грамотность – юному читателю гораздо легче будет на уроках русского языка.

Полезно обратить внимание ребенка и на русские народные пословицы и поговорки. Выберите несколько, на Ваш взгляд, наиболее подходящих, и обсудите их вместе. Как Ваш ребенок понимает содержание пословицы? К каким ситуациям она подходит? Как об этом можно сказать по-другому?

И, конечно, полезно играть "в слова" – любым способом. Кто составит больше слов из одного – подлиннее? Например, из слова гидроэлектростанция. Не забудьте и игру "в города". Кроме того, полезно упражняться еще вот как: пусть ребенок подберет к названному Вами слову как можно больше синонимов или, наоборот, дополнит пару противоположным по смыслу словом (близкий-далекий). Познакомьте малыша с ребусами и кроссвордами.

В школьном возрасте можно заняться изучением происхождения некоторых слов. Откуда они пришли в наш язык? Также обратите внимание ребенка на старославянский. От каких его слов произошли те, которые мы употребляем сегодня? Как изменились? Это значительно расширит его кругозор и облегчит изучение некоторых произведений в школьном курсе литературы – таких, например, как "Слово о полку Игореве".

 

Ваш ребенок ругается…

Конечно, Вы будете обеспокоены, услышав от своего ребенка бранные выражения. Этого не стоит пугаться без меры, но нужно быть к этому готовым.

Эта напасть посещает практически всех детей в возрасте 4-7 лет. Так что, если Вы не услышите от малыша в этот период ни одного "словечка", это будет даже поводом задуматься: все ли у него в порядке с общением в коллективе? А если все в порядке, то не лицемерит ли ребенок, разговаривая со взрослыми? Может быть, в вашей семейной обстановке не хватает искренности, непринужденности, свободы?

К сожалению, сегодня малыша практически невозможно оградить от бранных слов даже в раннем возрасте. Чего стоит одно телевидение! Даже положительные герои (вроде "Ментов") могут ругаться с экрана, что уж говорить об остальных.

Итак, в какой-то момент Вы слышите из уст своего ребенка крепкое словцо. Что же делать? Ни в коем случае не игнорировать, но и не проявлять излишней строгости. Самое важное – добиться понимания, почему так говорить нельзя.

Сначала можно просто сказать нечто вроде: "В нашей семье не принято так выражаться. Мне это неприятно". Разговор можно повести, например, так:

1.  Расскажите о том, что такое нормы и правила этикета. Скажите, что люди договорились между собой о том, как можно общаться, а как – нет. С мнением того, кто эти правила не соблюдает, окружающие могут и не считаться, потому что он не уважает их традиции и обычаи.

2.  Объясните, что грубые слова очень обижают людей. Человеку, которого обидели зря, очень грустно и плохо, поэтому ругаться просто так нельзя.

3.  Скажите, что у взрослого человека всегда хватает своих слов, чтобы выразить свою мысль, и чужими, да еще такими грубыми, он не пользуется.

Словом, постарайтесь найти рациональные аргументы, подходящие именно вашему малышу по содержанию, да и соответствующие его возрасту. 

Вот как об этом пишет известный педиатр доктор Спок: "У детей бывает период, когда им очень нравится повторять ругательства. Они думают, что это очень остроумно и смело. Еще задолго до того, как дети узнают, что означают эти слова, они уже знают, что слова эти неприличны. Но детям ничто человеческое не чуждо, и они повторяют эти выражения, чтобы показать, что они уже взрослые и не боятся быть "плохими".

Родителям лучше не подавать виду, что они шокированы. Застенчивый ребенок может замкнуться в себе, так как на него это произведет огромное впечатление. Но большинство детей будут в восторге от того, что им удалось так поразить родителей. Однако Вы не должны сидеть и молча слушать, как ваш ребенок ругается. Вы можете строго сказать ему, что большинству людей, и вам в том числе, не нравится слушать такие слова и вы не хотите, чтобы он их употреблял". 

Очень важную роль играет детский коллектив, в котором общается ребенок. Если там есть некий "авторитет", постоянно употребляющий нецензурные выражения, то, скорее всего, и Ваш ребенок избавится от них не скоро – из желания подражать. Возможно, в этом случае имеет смысл встретиться с родителями других детей и предпринять какие-то коллективные меры. 

Но если ребенок не прекращает сквернословить, у этого есть более глубокие причины, нежели подражание товарищам или героям телеэкрана.

Самая частая из них – это то, что ему может недоставать Вашего внимания. Он использует эпатирующие формы поведения, чтобы заставить Вас приглядеться и прислушаться к нему. Даже окрики и замечания малыш будет воспринимать как форму Вашего интереса и внимания к его персоне. Конечно, это не очень благоприятный вариант развития событий. Помните, что для малыша очень важно, чтобы мама и папа интересовались его делами, принимали участие в его играх. Не раздражайтесь, а спокойно и последовательно выстраивайте новые отношения взаимного доверия. Необходимо, чтобы ребенок мог безбоязненно поделиться с Вами своими тайнами, не боясь осуждения и порицания. Помните: ругать – только дома, хвалить – публично.

Возможно, ребенок испытывает сильное желание подражать кому-то и, увы, оно настолько сильно, что его не победить уговорами. По какой-то причине Ваш ребенок стал ассоциировать ругань с силой и смелостью. Что ж, здесь есть только один путь: выяснить природу этого убеждения и ликвидировать его источник. Если Вам кажется, что виной этому поведению кто-то из компании ребенка, то, как уже было сказано выше, попробуйте действовать сообща с другими родителями; в любом случае ­ нужно пресечь или ограничить контакты с этими детьми. При этом не переусердствуйте и адекватно оцените масштаб проблемы: дело в том, что мальчикам (соответственно, в мужских компаниях) свойственно ругаться больше, чем девочкам. Если же выясняется, что причина кроется скорее в каких-то телевизионных передачах, фильмах, сериалах и прочее – категорически запретите их просмотр. В общем, в этом случае нужны кардинальные меры.

Вполне вероятно, что причина любви ребенка к сквернословию – это форма борьбы против сверхзаботы родителей. Ему хочется самоутвердиться и заявить о стремлениях своего собственного "Я" – в противовес чрезмерно опекающим родителям, принимающим решения.

Если Вы знаете или способны предположить, что порой Вы слишком давите на своего ребенка, даже желая предотвратить его ошибки, то будьте готовы столкнуться с такой формой протеста.

Устранить эту проблему вполне реально. Не нужно делать вид, что ничего не происходит. Если Вы слышите, что Ваш ребенок бранится, сделайте ему замечание и укажите на то, что это недопустимо ни при каких обстоятельствах. Но одновременно с этим старайтесь предоставить ему определенную свободу выбора – чем питаться, что носить, с кем общаться. И помните – на чужих ошибках научиться невозможно. Каждому из нас просто необходим свой, уникальный опыт, поведения в различных обстоятельствах.

В целом, какова бы ни была  причина, необходимо создать дома доверительную обстановку, проявлять внимание и поддержку. Можно попытаться отвлечь ребенка, отправив его на какие-нибудь новые занятия в кружок или секцию. Кстати, это может помочь ему найти новых друзей и проявить себя в выбранном деле – а значит, самоутвердиться иным образом, а не руганью. 

Важно и то, что дети могут использовать непечатные выражения только потому, что им неведомы другие способы выражения своих эмоций. Поговорите со своим ребенком на эту тему. Возможно, Вам стоит рассказать ему примерно следующее. У всех нас может быть плохое или хорошее настроение. Все мы испытываем разные чувства – злость, радость, изумление. Особенно сильные чувства называются эмоциями – например, гнев и ликование. Чтобы объяснить окружающим, что ты чувствуешь, не обязательно ругаться. Можно сказать "я расстроен" или "я очень разозлен".

Ну и, наконец, следите и за своей речью! От ребенка вообще невозможно требовать чего-то, что не заведено в вашем доме; а к особенностям речи это относится в первую очередь. Поэтому надо исключить употребление любых бранных слов хотя бы в присутствии ребенка. Это могут быть не только откровенно непечатные выражения, но и бранные или жаргонные словечки. В крайнем случае, если сам малыш уличит Вас в обратном, признайтесь. Например, скажите нечто вроде "Да, я тоже иногда ругаюсь. Это очень плохая привычка. Давай договоримся больше никогда не говорить таких плохих обидных слов".

 

Волшебные слова

Конечно же, обучение маленького человека основам этикета начинается дома. Поэтому, если Вам свойственно соблюдение правил приличия внутри семьи, беспокоиться не о чем. Иначе малыш может искренне не понять, зачем говорить кому-то "спасибо" – ведь его самого никогда не благодарят.

Итак, обращаясь с просьбой к самому малышу, начинайте фразу с "пожалуйста". Обязательно благодарите. Так ему будет гораздо легче привыкнуть самому говорить эти слова другим людям. При этом неплохо объяснить, что слово "спасибо" не обязательно означает искреннюю и горячую благодарность. Но среди вежливых людей принято так говорить.

Кроме этого, необходимо научить ребенка здороваться и прощаться. А когда он станет чуть постарше, покажите ему, как знакомиться – или, по крайней мере, представляться самому. (Кстати, говорить "Будьте здоровы", если кто-то из присутствующих чихнул, – нарушение правил этикета. Лучше сделать вид, что ничего не произошло, – как, впрочем, и во многих других ситуациях).

Для маленького ребенка, пожалуй, этого вполне достаточно.

Однако есть еще одна тема для разговора о культуре речи малыша. И касается она разговоров взрослых при детях  о том, кто что купил и на какие деньги, какой плохой сосед Иван Иванович и так далее. Старшие, не стесняясь детей и думая, что те абсолютно ничего не понимают, ведут обсуждения своих знакомых, родственников и всех остальных. Между тем дети вовсе не так невнимательны, как кажется.

Говорить плохо о ваших родственниках (тем более – бабушке или дедушке ребенка) недопустимо. В любом случае, они – ваши родные; вы можете нанести серьезный вред психике ребенка, нелестно отзываясь о них.

Пренебрежительно отзываясь о школьных учителях вашего малыша, вы поступаете по меньшей мере недальновидно: не лишайте его уникальной возможности увидеть в учителе старшего друга, готового поделиться новыми знаниями. Не превращайте школьную жизнь вашего ребенка в унылую повинность.

Ну, а критикуя и обсуждая соседей вечером и приветливо здороваясь с ними поутру, вы приведете ребенка в недоумение - какая же линия поведения верная? Выход здесь тоже только один: не "сплетничать" при ребенке.

В общем, постарайтесь не осложнять картину мира своего малыша лишними знаниями и не нужными ему противоречиями. Тогда и за его поведение можно будет не волноваться.

 

Анна Битько

Новое на сайте