Самые ранние сохранившиеся изображения средневекового подвенечного наряда относятся к XIV-XV векам. В эту эпоху идеалом женской красоты в Европе считались узкие плечи, утонченная бледность и хрупкость. Платья тоже стали узкими, сковывающими движения, с множеством застежек. В период раннего Средневековья наиболее распространенными тканями были лен, сукно, домотканый холст, восточный и византийский шелка. Позже популярными стали бархат и парча. Что характерно, свадебный наряд в средние века являлся частью приданого невесты и в брачном контракте (да-да, этот документ существует уже несколько столетий!) четко фиксировалось, сколько и каких именно тканей и декоративных элементов должно было использоваться для его пошива. Родственники со стороны жениха тщательно следили, чтобы условия контракта по свадебному наряду соблюдались!
Невесты эпохи Средневековья шли к алтарю в алых, красных, пурпурных, а иногда – зеленых платьях, с глубокими, остроугольными вырезами, длинными шлейфами и рукавами, порой спускавшимися до пола (так называемый «готический» стиль). Прическам в свадебном наряде уделялось второстепенное значение, так как акцент делался на головной убор. Головной убор представлял собой узкий конус в виде башни (он назывался «энен») и мог быть до 1 метра длиной. Ходить с таким сооружением на голове было весьма проблематично, поэтому невесты того времени изображены с опущенными лицами – иначе энен было не удержать!
Первые платья с корсетами появились в XV веке. Эти платья были с высокой талией и назывались «котарди». Кстати, понятие «корсет» пришло из Англии – до этого так называли часть рыцарских доспехов, закрывавших грудь. В качестве украшения использовались меха (в частности, горностай), золотое и серебряное шитье. Обязательными были и ювелирные украшения: на пальцах могло быть до двадцати колец, на грудь вешались цепи, на шею – ожерелья из золотых сердечек и эмалевых «капелек». Во времена готики в моде была беременность и женщины часто носили специальные накладки под платьем (это тоже можно видеть в живописных произведениях тех лет). «Беременными» были даже невесты – данное состояние ассоциировалось со счастьем и благополучием.
Фата в средние века делалась из тонкого шелка, стоил этот материал очень дорого и позволить ее себе могла не каждая невеста.
Красный, алый, бордовый цвета были традиционными для венчальных нарядов в Европе до XVI века. (Следует отметить, что красный цвет был и остается традиционным для свадебной одежды многих народов мира: китайцев, корейцев, индийцев, народов Средней Азии и Ближнего Востока и др.) Но в эпоху Возрождения в моду снова стал входить белый, а также серебристый цвета. Силуэты свадебных платьев тоже поменялись: облегающие в верхней части, платья от талии к низу расходились мягкими складками.
Рукава, впрочем, оставались длинными. К XVI веку в Италии, Франции, Испании и других странах для пошива платьев перестают использовать лен и домотканые холсты. Популярными становятся атласные и парчовые ткани (особенно ценился атлас с так называемым «зеркальным» отливом), которые расшиваются драгоценными камнями и жемчугом.
В качестве аксессуара используются жемчужные кольца и браслеты; нити из жемчуга невесты вплетали в волосы. Характерно, что жемчуг фигурирует в качестве подвенечного украшения почти во все исторические периоды – издавна считается, что он укрепляет семейный союз.
Любопытно, что в том же XVI веке в Германии и Италии богатым и торжественным цветом считался… черный. Это относилось и к венчальным нарядам. Как строгий и траурный, черный стал восприниматься только к XVII веку.
Наталья Буртовая