Сара Брайтман. От «Горяченьких сплетен» до «Гарема»…

«Мир Сары Брайтман – это место, где опера, поп-музыка и бродвейский мюзикл живут в идеальной гармонии»… «Она умеет сделать из легкой песенки сказку, заворожить слушателей даже обыкновенной колыбельной»… «Женщина, сумевшая покорить своим исполнением одновременно изысканную оперную публику и тех, кто слушает попсу»… Так отзывается мировая пресса об этой британской певице, которая сумела объединить в своем творчестве множество жанров и манер исполнения. Именно ей приписывают возникновение нового направления в музыке – “classical crossover” – «мостика» между классикой и поп-музыкой. 

Сару Брайтман называют обладательницей двух «голосов» - классического лирического сопрано и грудного (попсового) – именно это позволяет ей исполнять столь различные по стилю произведения. Она отлично управляется со своими двумя голосами и использует их в зависимости от того, что нужно в конкретной песне. Она постоянно меняет свой образ и в каждом клипе или «живом» шоу появляется в новом облике, не уставая удивлять своих поклонников. Но, помимо всего вышесказанного, она еще и красивая, интересная и обаятельная женщина.

Биография Сары полна как ярких, так и драматических событий (в ее жизни были два брака, два развода, самоубийство отца, но кроме этого – и невероятные карьерные взлеты и мировой успех и в качестве звезды мюзиклов, и как поп-исполнительницы). Как сказано на официальном сайте певицы, «она родилась, чтобы стать настоящей Артисткой».

Родившаяся в 1961 году в Берхамстеде (пригороде Лондона), Сара уже с трех лет танцевала на местных праздниках, а в пятилетнем возрасте умудрилась выиграть четыре детских танцевальных конкурса. В доме Сары всегда звучала музыка. «Я была ребенком 1960-х, и мои родители были очень молодыми, они любили музыку типа Beatles, Deep Purple, Pink Floyd и другую музыку того времени, а я любила классическую музыку, потому что училась танцевать под нее» - вспоминает она. В один день в доме мог звучать Чайковский, в другой – Том Джонс… Возможно, в этом и кроется будущее стремление Сары к объединению музыкальных стилей. Правда, изначально родителям казалось, что девочка станет танцовщицей. В одиннадцать лет мать отдала ее в балетную школу. Одновременно Сара стала петь в хоре Берхамстедской церкви. Но – в хоре трудно выделиться, даже если у тебя замечательный голос. И даже родители Сары заметили, что дочь обладает еще и вокальным талантом только когда Саре исполнилось двенадцать.

Пола, мама Сары, вспоминает: «Я даже не догадывалась, какой у нее чудесный голос, пока не услышала ее однажды на школьном концерте. Она стояла на сцене и пела что-то из «Алисы в стране чудес»… И это было ТАК КРАСИВО, во мне просто все замерло. Сара брала такие высокие ноты, что не только я была поражена, весь зал сидел в оцепенении. Это было абсолютное волшебство, и с того момента стало ясно, что Сара однажды станет известной певицей!»

Неудивительно, что девочка, обладающая вокальными, танцевальными и актерскими способностями, в уже в четырнадцать лет получила свою первую роль в театре Пикадилли в Лондоне. Сара сыграла одну из дочерей королевы Виктории в мюзикле «Я и Альберт». Позже Сара также попробовала себя в качестве фотомодели, а в шестнадцатилетнем возрасте появилась и на телевидении – в составе танцевальной группы “Pan’s People” на канале BBC.

Следующим шагом на ТВ стало приглашение в труппу “Hot Gossip” («Горяченькая сплетня») в еженедельное «Шоу Кенни Эверетта» на канале “Thames Television”. Работая на телевидении танцовщицей, Сара не забывала о своем желании стать певицей и в свободное время записывала демо-песни. Одну из них услышал продюсер звукозаписывающей компании Hansa Ariola (которая выпускала пластинки таких звезд, как Донна Саммер и Boney M) – и пригласил Сару записывать вокал для хита Джеффри Калверта “I Lost My Heart To A Starship Trooper” (сегодня эта песня считается первым хитом Сары Брайтман). Песня была выпущена в декабре 1978 года и сразу заняла шестую строчку в Британском хит-параде. И это сразу вывело Сару на «звездную орбиту» - танцевальная труппа телешоу Кенни Эверетта стала называться теперь “Sarah Brightman and the Hot Gossip”, и некоторое время их даже называли «подростковыми кумирами». К слову сказать, Саре самой было всего восемнадцать!

В этот же период Сара встретила «Эндрю № 1» (не путать с «Эндрю № 2», о котором чуть позже!) – Эндрю Грэма Стюарта, менеджера группы “Tangerine Dream” – и вышла за него замуж. Как выяснилось позже, «главным мужчиной ее жизни» предстояло стать вовсе не ему… 

Сара же не собиралась провести всю свою жизнь в “Hot Gossip” и потому через некоторое время оставила коллектив. Ее снова ждали театральные подмостки: молодая певица решила отправиться на прослушивание в мюзикл «Кошки», куда как раз требовались люди, одновременно и с вокальной, и с хореографической подготовкой. И именно там ее ожидала судьбоносная встреча с «Эндрю № 2».

На прослушивании Сара успела спеть буквально пару фраз – и ее тут же прервали и сказали, что ей необходимо лично встретиться с автором мюзикла – Эндрю Ллойдом Веббером – пусть он сам ее послушает…

…Сара получила роль Джемаймы в «Кошках», а также ей досталась небольшая сольная партия в главной песне – “Memory”. Премьера состоялась в Лондоне 11 мая 1981 года.

Сара участвовала в постановках целый год и, хотя ее роль была больше танцевальной, нежели вокальной, Сара считает «Кошек» весьма важной ступенью своей карьеры (еще бы – мюзикл до сих пор не сходит со сцены, а в прошлом году он пришел и в Россию! – Н.Б.)

После «Кошек» Саре Брайтман досталась главная роль в детской опере «Соловей», которая шла в Лондоне с декабря 1982 по январь 1983 года. На один из спектаклей заглянул Эндрю Ллойд Веббер – специально, чтобы посмотреть на Сару. Услышав ее, он понял, какой талант он «проморгал» - и как он мог не заметить, ведь Сара целый год играла в «Кошках»?! С этого дня Эндрю и Сара начали видеться снова, а вскоре между ними завязался роман…

…Здесь следует отметить любопытный факт: автор хитовых мюзиклов, знаменитый Эндрю Ллойд Веббер был женат три раза. И двоих его жен звали Сарами. Так же, как сам он оказался дл Сары Брайтман «Эндрю № 2», она оказалась для него «Сарой № 2»! Союз двух «вторых номеров» оказался удачным!

Некоторые журналисты до сих пор достают Сару вопросом: был ли какой-то расчет в ее отношениях с Эндрю Ллойдом Веббером? Она страшно обижается, когда слышит об этом! «Я была так молода и так влюблена! И вовсе ни о чем таком не думала! Просто так уж вышло!» - утверждает она. 

Сара развелась с «Эндрю № 1» и 22 марта 1983 года вышла замуж за Эндрю Ллойда Веббера. Он стал (это просто-таки классическое развитие сюжета! – Н.Б.) не только ее мужем, но еще и деловым партнером, и продюсером. В 1985 году Сара Брайтман исполнила «Реквием» Веббера, за который впоследствии получила премию «Грэмми».

В 1986 году Сара появилась перед зрителями в роли Кристин в мюзикле Вебера «Призрак Оперы» (“The Phantom of the Opera”) – романтической и немного грустной истории любви юной певицы и загадочного призрака, обитающего в Парижской опере. Эндрю Ллойд Веббер написал эту роль специально для жены. Премьера состоялась в октябре 1986 года в Королевском театре в Лондоне. Успех мюзикла был невероятным. Он не сходил со сцены в течение шести месяцев, а Саре приходилось перевоплощаться в Кристин по восемь раз в неделю. А год спустя спектакль был поставлен и на Бродвее. С этим был связана несколько скандальная история. Американский актерский профсоюз настаивал на том, чтобы роли в постановке достались только американцам. Эндрю Ллойд Веббер же пошел на принцип: не будет Сары – не будет «Призрака оперы»! Ведь это был отличный шанс вывести супругу на американский рынок, да и вообще никого другого в роли Кристин он тогда и не представлял! Стороны сошлись на компромиссе: Сара Брайтман будет петь на Бродвее, если Веббер согласится взять американского актера в свою следующую лондонскую постановку… В итоге – 28 января 1988 года – «Призрак оперы» пришел и на Бродвейскую сцену. 

В 2004 году состоялась экранизация «Призрака оперы». Фильм вышел во многих странах, в том числе и в России (а сегодня его можно найти на DVD). Съемки планировалось начать еще в 1990 году, а в главных  ролях должны были сниматься исполнитель роли Призрака Майкл Кроуфорд и сама Сара Брайтман в роли Кристин. Однако, из-за развода Сары и Эндрю Ллойда Веббера съемки фильма не состоялись. А когда, наконец, «Призрака оперы» решили воплотить на киноэкране, исполнители главных ролей уже, увы, не подходили по возрасту. Поэтому в фильме и поют и играют уже совсем другие актеры. Тем не менее, картина получилась весьма неплохая!

После завершения контракта с Бродвейской постановкой «Призрака оперы» Сара Брайтман отправилась в мировое турне под названием «Музыка Эндрю Ллойда Веббера», длившееся с осени 1988 по осень 1989 года. После целого года в роли Кристин Сара наконец-то обрела возможность играть «саму себя» (не считая того, что это была ретроспектива хитов Веббера). Сара исполняла номера из различных мюзиклов – включая «Эвиту», «Кошек» и «Призрака оперы», разумеется.

5 ноября 1990 года Сара Брайтман развелась с Эндрю Ллойдом Веббером. Далеко не всем удается и жить, и работать вместе, особенно, когда ритм жизни столь интенсивен и не остается времени на семью. Однако, их музыкальный и  творческий союз не распался – Сара до сих пор исполняет на своих концертах песни, написанные бывшим мужем. Незадолго до развода Сара записала альбом “The Songs That Got Away” («Ушедшие песни»), состоящий из прошлых хитов Бродвея и Вест-Энда. А в 1992 году Сара представила публике диск «Сара Брайтман поет песни Эндрю Ллойда Веббера».

В том же 1992 году Сара Брайтман вместе с известнейшим оперным певцом современности – Хосе Каррерасом – исполнила песню “Amigos Para Siempre” на закрытии летней Олимпиады в Барселоне. Три миллиарда человек во всем мире видели и слышали их в тот вечер… 

1990-е годы стали для Сары «эпохой возвращения в поп-музыку». После развода с Эндрю Ллойдом Веббером у Сары завязались романтические и творческие отношения с продюсером Франком Петерсоном (до этого работавшим с Сандрой и Михаэлем Крету). Альбом “Dive” 1993 действительно местами напоминает творения Сандры и «Энигмы», только голос Сары Брайтман ни с кем не спутаешь!

Диски Сары, выпущенные в 90-е, имели не меньший успех, чем ее диски с классическими произведениями – это говорит о том, что действительно, Сара Брайтман сумела найти поклонников и среди слушателей классики, и среди любителей поп-жанра. Сама Сара называет своими кумирами Дэвида Боуи и группу “Pink Floyd” – людей, которые тоже всегда были неожиданны и нестандартны в своем творчестве. Список имен исполнителей, с которыми Сара пела дуэтом, тоже впечатляет: Пласидо Доминго, Андреа Бочелии, Клифф Ричард, Антонио Бандерас, Том Джонс… В 2003-м году Сара Брайтман и Хосе Каррерас пели в Большом театре в Москве – правда, попасть на этот концерт смогли только «избранные», поскольку цена билетов доходила до нескольких тысяч долларов.

В 2004 году Сара Брайтман выпустила диск «Гарем», в котором обратилась к модной сегодня восточной теме. На вопрос, что она имела в виду под таким названием, Сара отвечает, что «Гарем – это некое запретное место… Работая над альбомом, я почерпнула много идей из сказок «Тысячи и одной ночи». Я хотела создать нечто многогранное: и чувственное, и духовное, и романтичное… этакий ковер с затейливым узором. И мне показалось, что название «Гарем» подходит ко всему этому как нельзя лучше…»

«Гарем» записывался во многих уголках мира: Праге, Каире, Бейруте, Северной Африке… Возможно, благодаря этому он действительно вышел многогранным и затейливым, как и хотела Сара, а продажи альбома по всему миру достигают 20 миллионов экземпляров.

(Особенно хочется порекомендовать трек под названием “Arabian Nights” с этого диска – вот уже где действительно получилось затейливо - смешано столько стилей, что просто удивительно! – Н.Б.)

Концертное шоу с одноименным названием, с которым Сара ездила в мировое турне в 2004-2005 годах называют одним из самых ярких событий 2004 года. «Ее голос унесет вас в сады Эдема, вы прогуляетесь вместе с ней по Луне, а затем окажетесь в ее Гареме музыкальных фантазий… и захотите повторить все это снова и снова». Так пишут об этом концерте очевидцы. Они есть и в нашей стране: в сентябре 2004 года Сара Брайтман привозила свой «Гарем» в Москву и Петербург.

По информации веб-сайта Сары, в 2006 году певица планирует выпустить новый диск. А значит, как ее еще называют, «Ангел музыки, живущий на Земле», снова явится к своим поклонникам и порадует своим красивым голосом и уносящими в мир фантазий композициями…

 

Наталья Буртовая

 

 

Новое на сайте