Как говорят наши дети?

Известно, что основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи и ее изобразительным средствам. И от нас, родителей, во многом зависит, насколько успешно овладеют этим искусством наши дети. 

Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что малыши усваивают лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах») взрослых! Не обращая внимания на то, как мы, взрослые, разговариваем друг с другом, мы забываем, что наши дети, как губки, жадно впитывают не только речевые нормы, но и речевые ошибки. 

«Куда можно полОжить альбом?» - спрашивает пятилетняя Лена, произнося слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол!», - советует отец. Понятно, что речевая ошибка девочки – не случайна. 

К сожалению, далеко не все дети к школьному возрасту способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной. 

Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее недостатков, которые так легко перенимают дети.  

Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Поговорим о них подробнее. 

Ясность речи зависит, прежде всего, от того, насколько осмыслено говорящим то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих. Иными словами, «красно» говорить - это и правильно мыслить.

Мышлению ребенка дошкольного возраста свойственна конкретность, образность. Его речь насыщенна примерами из собственного опыта, из жизни семьи, почерпнутыми из услышанного от других детей, а также из литературных произведений, сказок. Надо помогать ребенку рассказывать последовательно, связно. В своих разговорах с детьми опирайтесь на известные им события, содержание прочитанных ими книг, словом, на доступные пониманию реалии. 

Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность - делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем убедительной.

Даже совсем маленькому ребенку доступны эти выразительные средства:  восклицания, повторы слов (большой-большой), гиперболы (преувеличения). Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему дошкольному возрасту эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

Одно из них - интонация. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), а впоследствии - пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. То, что недопустимо в общении, например, с родителями (приказной, требовательный тон), может явиться средством передачи характеров и поступков персонажей при пересказе (например, рассказа о капризном ребенке или требовательном командире). Поэтому интонационное богатство речи надо развивать. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя и т. п. 

Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому-либо из членов семьи). Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками типа «э-э-э». 

Выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица - это, как и многое другое, зависит от окружения.

Выразительность речи - это, конечно, и богатый лексикон. При этом  необходимо воспитать у ребенка привычку употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых – спрашивать  у старших. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую иные родители принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют. 

Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических определений-эпитетов, таких, например, как пушистый (снег), плакучая (ива), печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радость, страх и т. п. 

Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет вас, если вы назовете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы смысл не изменился (луна - месяц, душистый - ароматный и т. п.), или с чем можно сравнить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).

Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок («Белая скатерть все поле покрыла»), придумывание сказок с традиционными присказками («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы. Дошкольникам вполне доступен смысл таких пословиц: «Терпение и труд все перетрут», «Лень добра не делает», «Кончил дело — гуляй смело», «Любишь кататься - люби и саночки возить», «Добро помни, а зло забывай», «Где больше двух, там говорят вслух» и многие другие.

Заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся преждевременно навязывать их ребенку, тем самым приучают его к пустословию»,— писал К. И. Чуковский.

Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.

К 4-5 годам, как известно, дети полностью овладевают звукопроизношением. Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду, а в легких случаях родители и сами могут помочь ребенку. Важно, чтобы неправильное произношение не закрепилось, не стало привычным.

Во всех случаях, когда возникает сомнение относительно произношения того или иного слова, образуемых им грамматических форм, обращайтеь к словарям русского языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари полезно иметь в каждом доме.  

Речевые ошибки ребенка не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречении: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одергивания, бестактные замечания, а тем более насмешки недопустимы и могут иметь обратный эффект — вызвать упрямство малыша, а чувствительного ребенка обидеть. Чтобы этого не случилось, всегда можно найти нейтральную форму, например в виде рассказа о незнакомце, который неправильно произносил такое-то слово или употреблял неверное выражение (то самое, в котором ваш ребенок делает ошибку). Вы рассказываете сынишке:

- Я сегодня слышал, как один мальчик говорил другому: «Я тебе сейчас объясню об этой игре». Как ты думаешь, правильно этот мальчик выразился?

В зависимости от ответа подтверждаете его правильность или сами даете правильный ответ.

Нам осталось рассмотреть еще одну сторону красноречия — способность говорить убедительно.  В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством родителей. Старшему дошкольнику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснования своего мнения. Например, вы предлагаете сыну или дочери рассказать, как надо относиться к младшим или почему не следует рвать дикорастущие цветы, или поручаете успокоить плачущую сестренку, убедить в чем-то, вытекающем из конкретной жизненной ситуации, кого-либо из членов семьи. 

Разговор о красивой речи был бы неполным, если бы мы не коснулись его связи с нравственным развитием ребенка. Соблюдение всех правил вежливости, уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непреложные условия, которые должны соблюдать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как крик, раздраженный и тем более озлобленный тон, оскорбительные слова («глупость», «ерунда»), обвинения в неспособности понять говорящего, свидетельствуют о невежливости, невоспитанности человека. Если такая манера общения характерна для старших членов семьи, ее с большой легкостью перенимают дети.

Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь не может быть отнесена к этому разряду, какими бы распрекрасными словами ни прикрывался говорящий. Но не спешите обвинять ребенка во лжи - возможно, у вашего ребенка буйная фантазия.  А вот намеренная ложь должна строго осуждаться старшими.

Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью начинается в раннем детстве и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе. 

 

Подготовила Арина Митрофанова 

(по материалам статьи кандидата педагогических наук Л.Каплан)

Новое на сайте