…Весна! Наконец-то снова стало тепло, наконец-то стал таять снег и асфальт освободился ото льда. А значит, пора на прогулку! И не просто на прогулку, а чрезвычайно полезный для здоровья «променад на колесах»! И поможет нам в этом с детства знакомый «двухколесный друг» - велосипед!
Давно ушли те времена, когда пределом мечтаний считались отечественные «шедевры велосипедостроения» типа «Кама» или «Салют». Да еще и не каждый советский «велик» подходил для женщин – то есть, не имел верхней перекладины на раме. Нет, конечно же, «мужские» велосипеды тоже вполне пригодны для эксплуатации (до сих пор вспоминаю тяжеленную, но устойчивую, как самосвал, дедушкину «Украину» с огромными колесами и массивной трубой между рулем и сиденьем). Но, все-таки хочется, чтобы свое, родное двухколесное транспортное средство было и не слишком тяжелым, и удобным, и надежным (чтобы ломалось пореже!), и в обслуживании несложным… Как разобраться во всем многообразии велосипедов, которые уже выставлены на продажу в спортивных магазинах, торговых центрах и на рынках?
Первый вопрос, на который вы должны сами себе ответить – где и как вы хотите кататься? Дело в том, что велосипеды делятся на несколько категорий: дорожные, туристические, горные и «гибридные» (сочетают в себе несколько функций). Туристические и горные – это «машинки» для любителей спорта, долгих походов и экстрима; для повседневного использования они дороговаты, да и не нужна в городе их «навороченность». Самые распространенные – для неспешных прогулок по городским улицам и паркам – это дорожные (их также называют «городские», «традиционные», «комфорт»). Эти велосипеды – самые доступные по цене, они не рассчитаны на спортивные сверхнагрузки, но при этом они предназначены для ежедневных поездок по не слишком пересеченной местности, и при нормальной эксплуатации рассчитаны на многолетнюю службу.
Главный критерий при выборе правильного «велика» - размер рамы. Подбирать размер нужно, ориентируясь на ваш рост:
Рама |
Рост см |
14" |
135-155 |
16" |
150-165 |
18" |
165-178 |
20" |
175-185 |
22" |
185-195 |
24" |
190 - 210 и > |
Любая модель велосипеда от уважающей себя фирмы бывает представлена в нескольких вариантах, на разный рост.
Главным правилом выбора рамы специалисты называют следующее: стоя с «великом» между ног, вы должны иметь возможность присесть на 7-10 см – это необходимо для избежания несчастных случаев при аварийной ситуации, когда вам нужно будет резко соскочить с велосипеда. Если же такого зазора по высоте у вас не будет (или, более того, при посадке на велосипед ноги не будут доставать до земли) – в этом случае у вас не получится быстро спрыгнуть с «велика» при наезде на препятствие или при столкновении – и последствия могут быть весьма травматичными. Продавцы велосипедов очень рекомендуют не пренебрегать этим правилом!
Дорожные велосипеды – это как раз те, которые разделяются на «мужские» (с закрытой, трапециевидной рамой) и «женские» (открытые, без верхней трубы).
На самом деле, вовсе не обязательно останавливать свой выбор на «женской» модели, особенно, если вам понравилась какая-нибудь из «мужских». Не всегда «женские» велосипеды оказываются более удобными; тем более, что по сравнению с «мужской» закрытой рамой, открытая «женская» всегда менее жесткая (а значит, менее надежная). Для ее усиления (упрочнения) используются более толстостенные трубки, а это утяжеляет всю конструкцию (парадокс: «женский» велосипед может оказаться тяжелее «мужского»). При этом именно «женские» модели бывают складными, что облегчает их транспортировку и хранение.
Диаметр колес дорожных велосипедов бывает от 20 дюймов (маленькие) до 28 дюймов (большие). Чем больше диаметр, тем выше скорость передвижения, ровнее ход и лучше проходимость. При уменьшении диаметра колес скорость падает, но при этом педали крутить легче, да и «велик» с маленькими колесами проще подогнать под рост «седока». Следует иметь в виду, что любое колесо может переехать препятствие высотой не более 1\3 своего радиуса.
При пробной посадке обратите внимание, чтобы ваш корпус сильно не наклонялся вперед. Также важен размер седла: чем шире, тем лучше (таковы уж наши анатомические особенности!).
Какие аксессуары необходимы для велосипеда? Главный принцип – ничего лишнего («велик» - сам по себе массивный агрегат и дополнительно утяжелять его не стоит). Но есть вещи, без которых не обойтись:
Насос. Пожалуй, самый необходимый предмет, когда дело касается велосипеда. Именно он поможет вам «дотянуть» до дома, если по пути прокололось колесо или просто упало давление в шинах. Купите специальный, компактный насос, который крепится к раме и не занимает много места.
Багажник. Время от времени что-то приходится перевозить, поэтому багажник – хорошая альтернатива заплечному рюкзаку. Алюминиевый или титановый багажник крепится к задней раме и может выдерживать от 10 до 50 кг груза.
Крылья (грязевые щитки). Как известно, при передвижении из-под колес летит вода и грязь. Для того, чтобы хотя бы часть всего этого не летела на вас, крылья должны стоять на обоих колесах.
Зеркало заднего вида. Особенно полезная вещь при езде по городу или загородным трассам. Крепится обычно в торец руля и лучше, чтобы ножка у зеркала была гибкой, для удобной регулировки.
Фара. Для освещения дороги и обозначения велосипеда в темное время суток (прогулка ведь может и затянуться!). Фары имеют собственные крепления, цепляются под руль, а питаются такие фонарики от батареек или аккумуляторов, расположенных в корпусе. На одном комплекте батарей фара способна светить непрерывно около 3 часов.
Кроме того, на велосипеде обязательно должны быть катафоты – белые, красные или оранжевые светоотражающие «кругляши», они позволят разглядеть вас на дороге в темноте.
Замок. «Противоугонное» средство, необходимое в случае, если нужно оставить где-то велосипед. Замки бывают с тросом или цепью. Конечно, надежной такую систему не назовешь, но у граждан, замысливших украсть вашего «двухколесного друга», взламывание этого устройства займет некоторое время, а там, глядишь, вы и вернетесь… Но оставлять «велик» без присмотра на длительный срок все-таки не стоит – в нашей стране по-прежнему господствует принцип «тащи все, что плохо лежит»!
Держатель для фляжек и бутылок. Для того, чтобы можно было глотнуть воды, не останавливая велосипеда. В стандартные держатели умещается большинство пластиковых бутылок.
Велоаптечка. Набор деталей для устранения мелких неполадок. Обычно включает в себя клей с заплатками либо самоклеющиеся заплатки для ремонта камер, складной ножик, а также набор ключей. Для перевозки велоаптечки используются велосумки, которые подвешиваются под седлом или на раму.
Сколько должен стоить хороший дорожный велосипед? Продавцы спортивных магазинов в один голос говорят, что качественный, новый велосипед меньше 8.000-10.000 рублей стоить не может. Все, что дешевле – это «машинки» китайского либо белорусского производства, которые весьма посредственны по качеству и прослужат год-два.
При покупке ваш велосипед обязательно должны проверить. Внимание следует обратить на работу тормозов, переключателей, на накаченность покрышек и отсутствие «восьмерок» на ободах (колесо не должно вихляться из стороны в сторону). Также обязательно поинтересуйтесь гарантийным сроком на раму и комплектующие велосипеда. Узнайте, есть ли у фирмы, продающей вам «двухколесного друга», своя гарантийная мастерская.
Ну и, наконец, не забывайте, что велосипед – это транспортное средство и, хотя «права» на управление им не требуются, о безопасности забывать не стоит. Особенно, когда выезжаете на оживленную городскую трассу. Поэтому в идеале следует проштудировать и Правила дорожного движения! Удачных прогулок!
Наталья Буртовая
Статья написана с помощью www.velograd.ru