Как выбрать велосипед для ребенка

…Помните песенку из мультика про Кота Леопольда? «Кручу-кручу-кручу, педали кручу… и с песней этой качу по свету, качу-качу, куда хочу!» Когда-то мы с приятелями со двора радостно орали эту песню, накручивая километры вокруг наших домов на наших любимых «великах»… Пожалуй, не найти более увлекательного занятия, чем «покатушки» на двух-, трех- и четырехколесных (в зависимости от возраста «наездников») велосипедах – и любой ребенок вам это подтвердит! 

Врачи-педиатры утверждают: катание на велосипеде – не только чрезвычайно интересная вещь, но и очень полезная. Когда малыш увлеченно крутит педали, это укрепляет мышцы ног. К тому же, катаясь на «велике», ребенок учится одновременно производить несколько действий: нажимать педали, двигаться в заданном направлении и крутить руль. Это способствует развитию координации движений и умения ориентироваться в пространстве. 

Учить ребенка кататься на велосипеде можно, начиная с 1 года. У многих из нас первые «велики» были трехколесными, и эта традиция сохраняется.

Для юных «наездников» в возрасте от 1 до 2 лет предназначаются модели типа «велоколяска». Это трехколесное транспортное средство снабжается ручкой, с помощью которой родители могут везти чадо на велосипеде, как в коляске. А сам малыш сможет ехать на нем, как вращая педали, так и отталкиваясь ногами. Такие велосипеды оснащаются нескользкими сиденьями в форме стульчика со спинкой, страховочным «ободком безопасности», а иногда и ремнями, застегивающимися на пузе ребенка – чтобы свалиться с велосипеда не было ни малейшего шанса. Также хорошо, чтобы у «велика» были упоры для ног в виде поддонов. Некоторые производители дополняют велосипеды для самых маленьких поддержкой для переднего колеса, с помощью которой малыш может учиться крутить педали, оставаясь на месте. Трехколесники для детей от 1 до 2 лет выпускаются в затейливом, ярком оформлении, с различными погремушками, клаксонами, движущимися декоративными элементами, светомузыкальными панелями – в общем, поездки на таких «великах» - одно сплошное удовольствие. Еще одна полезная деталь – съемная крыша-тент, которая укроет и от жаркого солнца, и от внезапно начавшегося во время прогулки дождя. 

Велосипедистам в возрасте от 2 до 4 лет все еще рекомендуются трехколесники. Но ручка для родителей уже необязательна (хотя и может пригодиться, но для этой цели ручки делаются съемными). Сиденье еще может быть в виде стульчика, но допускается и велосипедное седло – с опоясывающим, прочным бортиком.

В детском велосипеде важной вещью является багажник. В него можно складывать игрушки, насыпать песок, собирать камни, веточки и прочие полезности, найденные во время прогулки. Багажники на трехколесниках бывают в форме корзины, ковша (который можно опрокидывать с помощью рычага), встроенного «бардачка» (как в автомобиле), контейнера с крышкой. Багажник может быть и не один. Иногда велосипеды комплектуются детскими наборами: формочками, лопаткой и совочком, ведерками, граблями или лейкой. Все это добро складывается в один из багажников.

Велосипед для ребенка от 2 до 4 лет должен обязательно быть снабжен ограничителем руля – специальной вставкой, ограничивающей его движение вокруг своей оси. Дети этого возраста еще не способны полностью контролировать велосипед и руль при резком повороте может больно ударить ребенка или даже сбросить его с седла.

Дети, как известно, быстро растут, поэтому желательно, чтобы сиденье и руль регулировались по высоте, а дополнительные детали (ручка управления, упоры для ног) были съемными.

Трехколесные велосипеды имеют одну неприятную склонность – заваливаться набок при резком повороте на большой скорости. Поэтому ребенку нужно сразу показать, как правильно держаться за руль при поворотах, чтобы избежать крена и падения. 

Для детей от 4 до 7 лет уже можно приобрести двухколесный велосипед, но со съемными приставными колесиками, которые крепятся к заднему колесу (таким образом «велик» на время превращается в четырехколесный). Пока ребенок не научится держать равновесие на двух колесах, эти приставные колесики помогут ему гонять, не боясь упасть. Не стоит торопить юного велосипедиста с переходом на два колеса: пусть потарахтит дополнительными колесиками хотя бы сезон. Так он привыкнет к своему транспортному средству – все-таки, двухколесники повыше и помассивнее, чем трехколесные «велики».

Примечательно, что в этом классе велосипедов достаточно много моделей отечественного производства («Дружок», «Мишутка» и др.), которые многие из нас помнят еще с детства. Пожалуй, это один из примеров, когда «старый друг лучше новых двух». Эти велосипеды не отличаются особенным дизайном и «навороченностью», однако, они качественные, надежные, а главное – недорогие. Но, если во времена нашего детства они были единственными в своем роде, то сегодня на рынке есть и зарубежные «велики» производства Италии, Испании, Германии, США (ну и Китая с Турцией тоже – куда же без них?) Они достаточно разнообразны по внешнему виду: здесь можно найти и «полицейский мотоцикл», и «спортивный байк», и аксессуаров на них навешано (лобовые стекла, клаксоны, фонарики и т.д.)

Когда можно отвинчивать приставные колесики и учить ребенка ездить на двух колесах вместо четырех? Четких рамок по возрасту нет; очевидно, что лет с пяти, как только начнет уверенно гонять, разворачиваться и вовремя тормозить (о тормозах чуть ниже). Объясните юному «велогонщику», что поначалу он непременно будет падать, и делать это нужно будет правильно. Научите его прежде всего не выставлять руки при падении, по возможности группироваться и соскакивать с заваливающегося велосипеда прежде, чем он окажется на земле. А уж если падение неизбежно, то заваливаться следует набок, а не носом вперед! Вспомните, как вы сами учились кататься!  При первых попытках  подстрахуйте его – идите рядом и если что, ловите кренящийся «велик» за руль. И пусть ребенок не теряет уверенности: пускай не сразу, но такой поначалу непослушный двухколесник покорится и один прекрасный момент ваш «наездник» вдруг поймет, что он едет сам и даже не пытается упасть! 

Для детей от 7 до 12 лет, уже уверенно держащихся на двух колесах, существуют так называемые «подростковые» велосипеды, уменьшенные копии «взрослого», дорожного велосипеда. Характерный представитель этого класса – памятный многим (и существующий до сих пор) «Школьник». Сегодня в продаже есть и другие модели «подростковых» велосипедов с широкими колесами и усиленной рамой, рассчитанной на бездорожье и большие нагрузки – так называемые «кроссовые». На них можно кататься не только по асфальту, но и по лесным кочкам и грунтовым дорогам. 

Одной их главных характеристик любого детского велосипеда является качество тормозов. И если 2-4-летние малыши на трехколесниках еще не могут разогнаться до потенциально опасных скоростей, то 5-7-летки гоняют уже по-настоящему. Поэтому первый двухколесник должен иметь прежде всего хороший ножной тормоз (срабатывающий при резком движении педалями назад). Ребенок быстро научится пользоваться таким тормозом. Для того, чтобы полноценно использовать ручные тормоза, у ребенка должны достаточно окрепнуть руки, поскольку ручным тормозом остановить велосипед не так уж легко. На одном из сайтов, посвященных велосипедам, рекомендуют проверять готовность к использованию ручных тормозов с помощью пустой пивной банки: если ребенок может смять ее одной рукой, значит, у него хватит сил затормозить ручным тормозом.

Цепь на детском велосипеде должна быть обязательно прикрыта специальным щитком. Это делается для того, чтобы в цепь не попадали штанины (последствия обычно не самые веселые – можно и через руль кувырнуться).

Для выбора детского велосипеда по высоте рамы и седла «взрослые» нормы не годятся.  Ребенок должен  стоять на земле обеими ногами и при этом у него должна быть возможность присесть еще на 10-12 см.

Диаметр колес детского велосипеда бывает от 10 дюймов (трехколесные) до 24 дюймов (подростковые). 10-12-дюймовые колеса подойдут «наезднику» в возрасте от 1 до 4 лет, 16-дюймовые – от 3 до 7 лет, 20-дюймовые – от 5 до 10 лет, 24-дюймовые – от 8 лет и старше.

Шины. Если ребенок будет кататься в основном по асфальту, то следует выбирать узкие, «дорожные» шины. Широкие, рассчитанные на бездорожье, шины хороши только для пересеченной местности; по городу на них кататься будет довольно тяжело.

Педали. Лучше всего – металлические, а не пластмассовые. Последние довольно быстро сотрутся и «измочалятся».

Детский «велик» должен быть достаточно легким по весу. Сначала это вопрос, актуальный для родителей (кому же еще выносить трехколесник на прогулку?), но и для подростков велосипед тяжелее 10 кг будет не слишком удобен (кстати, вес «взрослых» велосипедов – 13-15 кг!).

Для детей от 8 лет и подростков будет не лишним прикупить еще и компактный насос, прикрепляющийся к раме, «велоаптечку» - набор для устранения мелких поломок, фару и набор светоотражающих катафотов (впрочем, последние пользовались популярностью во все времена, поэтому ребенок и сам их налепит везде, где можно!). Разумеется, нужен багажник. Можно добавить еще и флягодержатель, для бутылок с водой. 

Помнится, некоторых моих приятелей-«велонаездников» уже в 5-6-летнем возрасте (как только отцепили приставные колесики с «Дружков» и «Бабочек») мамы снабжали бактерицидным лейкопластырем – на случай аварийных ситуаций… А еще именно тогда мы узнали отличное средство для экстренной помощи ободранным коленкам – листья подорожника. К этому нужно быть готовым: иногда чадо будет возвращаться домой с содранными локтями, коленками и даже подбородком. С «великов» падают – это неизбежно. Главное, чтобы ребенок понимал: велосипед – это транспортное средство повышенной опасности, помнил об этом и был осторожен. А мелкие «вело-аварии» - это всего лишь составляющие насыщенной детской жизни. И – разумеется, не повод отказывать ребенку в удовольствии прокатиться на «двухколесном друге»!

 

Наталья Буртовая 

В статье использована информация сайтов: www.ladoshka.ru, www.chastnik.ru

Новое на сайте