Выбираем видеокамеру

Наверное, одно из самых замечательных изобретений человечества последних лет – это бытовая видеокамера. Запечатлеть себя на память  люди стремились во все времена. Но только современные видеокамеры позволяют сделать это наилучшим образом: записать не только цветное движущееся изображение, но и звук, да еще и с отличным качеством. Мало того: скажите, вам никогда не казалось, что видеозапись – это, по сути, чудо: ведь в момент нажатия кнопки “REC” происходит некое таинство – событие, которому не суждено больше повториться никогда, с этой секунды можно будет повторять снова и снова?

Отчасти то же самое происходит и во время фотосъемки. Но там вы фиксируете лишь один статичный кадр. Чудесное же изобретение под названием видеокамера фиксирует 25 таких кадриков каждую секунду – именно так получается движение.

Ценность домашних видеосъемок неоспорима и начинает по-настоящему ощущаться по прошествии времени. Пролетают годы, подрастают дети, уходят навсегда близкие люди… Но – поставьте кассету в видеомагнитофон – и на экране телевизора ушедшие – снова с нами, а дети – все такие же трогательные малыши… Согласитесь, даже этих аргументов в пользу видеокамеры уже вполне достаточно? 

Попробуем немного разобраться в том, какие видеокамеры представлены сегодня на рынке, чем они отличаются друг от друга и какая именно видеокамера вам больше подходит? 

Несмотря на то, что «цифровая революция», по слухам, уже произошла, на витринах магазинов, торгующих видеотехникой, сегодня по-прежнему можно увидеть видеокамеры двух видов: аналоговые и цифровые. К имеющимся в продаже аналоговым видеокамерам относятся аппараты форматов VHS-C и Hi8

Формат VHS-C  

Этот формат можно назвать долгожителем среди видеоформатов – первые видеокамеры стали продаваться еще в начале 90-х. По сути, это более удобная модификация обычного формата VHS – привычных нам видеокассет. Отличается тем, что кассетки – маленькие, компактные (буква С как раз и обозначает Compact). Преимущество этого формата в том, что отснятые кассеты вы сможете сразу же просмотреть на домашнем видеомагнитофоне – с помощью адаптера. Это специальное устройство обычно идет в комплекте с видеокамерой, выглядит оно как «большая» кассета с откидной крышкой. В него вставляется кассетка VHS-C, крышка закрывается и маленький моторчик растягивает пленку по длине корпуса. Работает адаптер от батарейки. Таким образом, вы экономите ресурс головок видеокамеры, не гоняя ее каждый раз в режиме просмотра. Однако, если вы планируете использовать исходные кассеты повторно, вам придется переписать отснятые материалы либо на  VHS-кассету, либо в компьютер – но для этого вам потребуется еще и устройство для оцифровки. Видеокамеры формата VHS-C относительно недороги (от 7.000 р.), кассеты – тоже (от 60 р. за 45-минутную кассету). Такую камеру можно рассматривать как бюджетный вариант, особенно если у вас обычный, недорогой видеоплеер и телевизор с диагональю не больше 21 дюйма. 

Формат Hi8  

Где-то приходилось читать, что, якобы, формат «уходящий». Но, по сочетанию цены и качества, его еще рано считать таковым. Видеокамеры этого формата редко стоят дороже 400 $, кассеты к ним продаются примерно по 5-6 $. Кассеты формата Hi8 вмещают 90 минут записи.  Но их нельзя смотреть на обычном видеомагнитофоне, адаптеров к ним нет (поскольку ширина ленты 8 мм, а не 16, как у VHS-C). Видеокамеры формата Hi8 оснащаются как моно-, так и стереозвуком. Кассеты выдерживают большое количество повторных перезаписей (до 15 раз), а сами камеры достаточно неприхотливы и просты в использовании. Качество картинки у этих камер несколько выше, чем у VHS-C. 


Цифровые
форматы представлены форматами Digital 8, miniDV, MicroMV и DVD. 

Формат Digital 8    

По размерам кассет этот формат близок к Hi8, но изображение и звук пишутся на кассету цифровым способом. Данный формат нельзя назвать массовым, хотя такие камеры в продаже присутствуют. Скажем так, это бюджетный цифровой вариант. 

Формат miniDV 

Примерно три года назад произошел настроящий «прорыв» данного формата на массовый рынок, что привело к резкому снижению стоимости бытовых моделей. Сегодня самую дешевую miniDV камеру можно купить за 300 $. На данный момент это самый прогрессивный и качественный формат. Впервые качество изображения с бытовой видеокамеры приблизилось к телевещательному (500 строк по горизонтали). Сегодня многие телеканалы используют в своей работе (особенно в репортажных съемках, а также в съемках сериалов) профессиональную модификацию формата DV – Dvcam. Но при этом характеристики изображения DVcam и miniDV практически идентичны.

Камеры и кассеты формата miniDV необычайно компактны. Кассетки вообще выглядят, как игрушечные. На одну кассету умещается 60 минут записи в стандартном режиме SP.

Еще одно неоспоримое преимущество miniDV – это практически поголовное оснащение таких камер входомвыходом i-Link (он же IEEE-1394) – специальным разъемом для «переброса» видео в компьютер без дополнительного оборудования и без малейшей потери по качеству. Нужна еще плата в компьютер, но стоит она копейки. В итоге вы получаете неограниченные возможности по монтажу ваших съемок. Впрочем, ограничения есть – в объеме жесткого диска вашего компьютера. Для серьезного монтажа лучше купить винчестер побольше!

Все miniDV-камеры пишут стереозвук, причем с качеством компакт-диска. Еще очень многие модели снабжаются полезной функцией фотосъемки на карточку памяти. Конечно, полноценными фотографиями такие снимки назвать нельзя. Максимальное разрешение вряд ли будет больше 1152х864, да и формат съемки будет всего лишь jpeg. В общем, любая пленочная «мыльница» снимет лучше. Но, если фотографировать крупные объекты при хорошем освещении – может получиться неплохо. В любом случае, в качестве вспомогательной функция очень даже приятная. 

Недостаток этого формата относится, скорее, не к камерам, а к носителям – miniDV-кассетам. «Малютки» (ширина пленки всего 6 мм) демонстрируют весьма малый запас прочности. Через 2-3 цикла (запись+воспроизведение), а иной раз и с первого «прохода» на пленках выявляются ошибки и дефекты. Причем, в цифровом формате дефекты выглядят достаточно неприятно: картинка «рассыпается» в мозаику и квадраты, разъезжается на горизонтальные полосы, иногда при этом выпадает и звук. Кассеты абсолютно всех марок, продающихся на территории Москвы, в той или иной степени грешат такими явлениями. Это же подтверждают многие пользователи видеокамер, общаясь на форумах по вопросам видеосъемки.

Однако, это вовсе не повод отказываться от miniDV-камеры. Поскольку, повторимся еще раз, это самый качественный на сегодняшний день формат. Единственное – по возможности, используйте miniDV-кассеты не более одного раза и покупайте их только в проверенных местах. 

Формат MicroMV  

Формат, разработанный фирмой Sony. Данных об использовании, честно говоря, совсем мало, по причине того, что формат еще совсем «юный». MicroMV-аппараты исключительно миниатюрны, кассетки к ним – еще меньше – 30 % от размера miniDV-кассеты. Пока неизвестно, станет ли данный формат массовым. 

Видеокамеры DVD-формата  

Ох, уж этот вездесущий DVD… Столько о нем сказано и написано, куда он только не проник! Еще недавно DVD-камеры были довольно экзотическими приборами, сегодня же это – просто-таки моднейшая новинка. Стоит ли в данном случае гнаться за модой? На первый взгляд – удобно: вставил диск, отснял, вынул – и сразу смотришь в DVD-плеере (что-то подобное мы уже проходили лет 15 назад, только с VHS-видеокамерами). Плюс возможность копирования материала в компьютер без потерь прямо с диска, возможность многократной перезаписи при использовании DVD-RW (перезаписываемого) диска. Плюс запись звука в режиме 5.1 (стандарт домашнего кинотеатра). Но – минусов здесь едва ли не больше, чем плюсов. Первый – это по сравнению с miniDV, не самое лучшее качество изображения. Знающие люди говорят, что невозможно в режиме видеосъемки в реальном времени записать качественную DVD-картинку. Емкость DVD-дисков для видеокамеры – всего лишь 30 минут. Есть, правда, двухсторонние, но при этом диск придется переворачивать. К тому же, у вас не выйдет, как в рекламе, отснять эпизод – и тут же посмотреть его на первом попавшемся плеере. Дело в том, что DVD-плеер не «увидит» такой диск, пока вы не произведете процедуру «закрытия» диска в видеокамере (те, кто записывают диски на компьютере, поймут, о чем речь). А это занимает дополнительное время. И создает проблемы при дальнейшей записи на этот же диск. В отличие от кассетных видеокамер, на DVD-камере практически невозможен «быстрый старт» (опять же – вспомните, сколько времени открывается диск на компьютере?). При сильном дрожании видеокамеры возможно сбои записи (диск начинает «скакать»). К тому же, как и любые другие компакт-диски, DVD-носитель весьма чувствителен к повреждениям: любая царапина может загубить вашу запись.

При всем этом цена DVD-камер едва ли не выше miniDV-моделей. Выигрыша в качестве, откровенно говоря, никакого. Поэтому, пока данный формат не будет усовершенствован, считать такие камеры серьезными аппаратами для по-настоящему качественной видеосъемки рановато. Это, скорее, «прикольная игрушка», что, впрочем, тоже имеет право на существование. 

     


Немного о технических характеристиках

- Матрица. Если вы соберетесь покупать цифровую видеокамеру, наверняка вам попадется эта загадочная характеристика. На самом деле, ничего загадочного здесь нет. Матрица – это приборчик, преобразовывающий световой сигнал, попадающий через объектив, в электрический. В большинстве бытовых камер матрица стоит одна, но в более дорогих установлено три – для более естественной цветопередачи. Стоит ли переплачивать (трехматричные камеры стоят на порядокдороже) – дело ваше. Другой вопрос, что на обычном телевизоре вы вряд ли увидите разницу между одно- и трехматричной камерой.

- Zoom («Наезд-отъезд», «Увеличение»). Бывает оптический и цифровой. Причем, цифровой некоторыми производителями бывает заявлен «до 900 раз». На самом деле его вообще лучше не использовать – четкой картинки все равно не выйдет, все «размоется» и пойдет «квадратами». Оптический – совсем другое дело. Бывает от 10 до 20 раз в зависимости от модели камеры. Вот им пользуйтесь на здоровье! J

- Стабилизатор   Очень полезная вещь. Но имейте в виду, что он сможет компенсировать лишь небольшое дрожание камеры. «Скачок» в кадре выровнять ему не под силу. Бывает электронный и оптический. Оптический лучше, но он сильно увеличивает стоимость камеры. Если вы не собираетесь снимать профессиональные репортажи, то вполне хватит и электронного.

- Интеллектуальная площадка для аксессуаров  Специальный разъем для подключения внешних устройств (микрофона, подсветки и т.п.) В основном, бывает на цифровых камерах. Устройство, подключаемое к этой площадке,  питается от камеры и «общается» с ней, обмениваясь данными (потому разъем и называется «интеллектуальный»).

- Видоискатель  Бывает черно-белый и цветной. Цветной предпочтительнее, поскольку позволяет увидеть цветовые соотношения картинки максимально близко к тому, что выйдет на пленке.

- LCD (Жидкокристаллический) экран   Маленький цветной экранчик, откидывающийся вбок. Часто может вращаться на 180 градусов. Отсутствует лишь в самых дешевых аналоговых камерах, либо в дорогих профессиональных. Удобства – очевидны. Кроме того, во многих цифровых видеокамерах меню запускается только через сенсорную панель на LCD-экране. Последнее, к слову сказать, уже нельзя назвать удобным, но такова реальность. Помните, что при открытом экранчике потребление электроэнергии увеличивается, соответственно, это надо учитывать при съемке с аккумулятором.

- Пульт дистанционного управления  Очень хорошая штука. Полезен как при просмотре и перезаписи на видеомагнитофон, так и при съемке (например, со штатива – прикрепил камеру и управляй с пульта).

- Ночная съемка  Она же – инфракрасная. Позволяет снимать даже в полной темноте. Получается весьма интересно: серо-зеленое изображение, люди с «вампирскими» лицами… В таком режиме снимаются ночные сцены в разных реалити-шоу – обратите внимание. 


 

Аксессуары и дополнительное оборудование

Оговоримся сразу: все самое необходимое (сетевые и аудио-видео кабели, карточки памяти, диски с программным обеспечением, адаптер и др.) будет входить в комплект вашей видеокамеры. Но кое-что вам все равно придется приобрести отдельно – для того, чтобы дальнейшая эксплуатация вашей камеры была максимально беспроблемной.

- Дополнительные источники питания  Они же – аккумуляторные батареи. Аккумулятор, который входит в комплект камеры, не позволит вам работать в полную силу. Больше 30-40 минут из него не выжать (и это в лучшем случае). Поэтому купите сразу одну или две батареи большой емкости (3, 5, 7-часовые) Стоят они недешево, но без них не обойтись.

- Фильтр на объектив  Необходимая вещь. Во-первых, он защитит чувствительную оптику видеокамеры от ультрафиолетового излучения, дождя и прочих атмосферных явлений. А во-вторых, это еще и механическая защита – согласитесь, лучше раскокать фильтр за 10 долларов, чем дорогущие линзы?

- Накамерный свет  Для видеокамер с интеллектуальной площадкой. Фонарики бывают разной мощности, но редко больше 20 ватт (больше аккумулятор просто не потянет). Если хотите, можете купить отдельный осветитель с автономным питанием (правда, это дорого). Некоторые модели камер оснащены встроенной лампой, но мощность ее тоже невелика. Впрочем, для подсветки в темных помещениях или в сумерках хватает. Подсветка нужна в любом случае – чтобы никакие условия освещения не могли вам помешать.

- Сумка   Если видеокамера маленького размера, то может показаться, что специальную сумку покупать необязательно. Но только в специальной сумке можно удобно разместить и собственно камеру, и запасные аккумуляторы, и кассеты, и сетевой адаптер. А по кармашкам можно еще и всякую полезную мелочь распихать. В общем, не пожалейте денег на хорошую сумку – и тогда в поездках или просто при улично-прогулочных съемках вы непременно оцените ее полезность. 

Что же касается ухода за видеокамерой и ее обслуживанием, то ничего особенного не потребуется – просто следуйте инструкции по использованию. Помните, что видеокамера ни в коем случае не должна попадать под дождь и другие осадки – вода для них практически смертельна, если она попадает внутрь корпуса. Хранить видеокамеру, если вы ее не используете, лучше в специальной сумке или коробке, чтобы пыль не оседала на корпусе, с отсоединенным аккумулятором и закрытой крышкой объектива. При нормальной эксплуатации видеокамеры могут прожить до 10 лет, хотя это зависит от конкретного экземпляра. 

Пусть ваша видеокамера прослужит вам как можно дольше! А все, что увидит ее круглый, стеклянный глазок, останется вам на добрую память! Удачных съемок!

 

Наталья Буртовая

Новое на сайте