Милен Фармер: разочарованная… но не утратившая иллюзий

 

Имя: Милен Фармер (Мари Элен Готье)

Дата рождения: 12 сентября 1961 г.

Место рождения: Пьерфон (близ Монреаля), Канада

Семья: сестра Бриджит, два брата: Жан-Лу (погиб в 1996 г.) и Мишель

Не замужем. Детей нет.

Глаза: светло-карие

Волосы: рыжие

Любимые цвета: кроваво-красный, черный и белоснежный

Любимые актеры: Микки Рурк и Грета Гарбо

Любимые музыканты: Питер Гэбриел и Кейт Буш

Любимый писатель: Эдгар Алан По

Любимая еда: суши, кока-кола

Хобби: верховая езда, рисование, хорошие книги и шоппинг

 

Загадочная. Рыжая и темноглазая. Хрупкая, как дуновения ветерка, миниатюрная и изящная. Она снова возникла на наших телеэкранах летом 2005 года, с неоднозначным, мрачноватым видеоклипом на песню с не менее неоднозначным названием “Fuck Them All” («Пошли их всех… в общем, куда подальше»)…

Надо сказать, это не первое ее провокационное творение. Видеоклипы Милен Фармер, выпущенные в 80-х годах, были похожи скорее на короткометражные фильмы и принесли ей мировую известность – во многом благодаря эпатажным образам, в которых певица представала перед зрителями. Милен Фармер была и остается одной из самых популярных певиц франкоязычного мира – да и не только франкоязычного. Ее необычная внешность: огненно-рыжая шевелюра, глубокий взгляд карих глаз, а также своеобразный тембр голоса, оригинальные талантливые тексты и красивые мелодии ее песен (и все это не считая клипов) мало кого оставляли безразличным. Ее образ: вечного подростка с израненной душой, с мыслями и желаниями взрослой женщины, нашел отклики в сотнях тысяч сердец поклонников во всем мире.

Творчество Милен характеризуют разными эпитетами: депрессивное, надрывное, провокационное… В основном, конечно, из-за текстов: это не просто тексты к популярным хитам, это настоящая поэзия, несмотря на то, что содержание ее стихов иногда достаточно фривольное. Иногда в них действительно царит депрессия и одиночество: «Комок горечи, клубок неуверенности/…Я хочу вернуться в свою зиму/ И уснуть вдали от твоих несбыточных фантазий». Но порой бывают и проблески надежды – как лучики сквозь облака: «Облачись в свою душу из Света – и закружись…/Одень свои одежды из тайны – и закружись…/ У тебя в душе горькая обида – залечи ее, успокой…»

В 1992 году Милен Фармер признана певицей № 1 во Франции и ей был вручен всемирный музыкальный приз в Монте-Карло. Ее мировые турне собирали тысячи зрителей, а тиражи альбомов превосходили тиражи дисков таких певиц как Патрисия Каас и Ванесса Паради.

В 2005-м году она вернулась – с новым альбомом “Avant que L’Ombre” («Перед тенью»).

Удивительно, но почти во всех СМИ упоминается не только дата рождения Милен – 12 сентября, но и время – 5.17 утра… Настоящее имя нашей героини – Мари Элен (Милен) Готье, псевдоним Фармер Милен взяла себе гораздо позже. Одной из любимых актрис Милен была американка Фрэнсис Фармер. В Канаде прошли только первые годы жизни Милен. В начале 70-х семья Готье переезжает во Францию, в городок Виль-д’Аврей. Известно, что когда тебе 12-13 лет, переезд из одного места в другое, а уж тем более с континента на континент, разрыв с привычной средой обитания, школой и друзьями, воспринимаются особенно тяжело и болезненно. На Милен это тоже повлияло: она становится замкнутой, неохотно общается с новыми одноклассниками, особенно с девочками – подруг у нее почти не было. «Все мои друзья были пацаны!» - вспоминает она. Девочка отказывалась носить платья, бегая исключительно в брюках, играла в военные игры и коллекционировала оловянных солдатиков. «Мало того, - добавляет она, - вы только не смейтесь – я даже запихивала себе в штаны носовой платок, чтобы еще больше быть похожей на моих друзей!»

Во Франции Милен начинает заниматься верховой ездой и даже подумывает о том, чтобы стать профессиональной наездницей. Но – у девушки возникают проблемы с учебой в школе (училась Милен, мягко говоря, неважно), а в выпускном классе ее и вовсе исключают. В 1979 году 18-летняя Милен отказывается жить с семьей и начинает самостоятельное «плавание». Она поступает сначала на театральные курсы, затем на курсы актерского мастерства. Одновременно она вынуждена постоянно работать, чтобы иметь средства к существованию. Милен работала ассистентом гинеколога, продавщицей в обувном магазине, манекенщицей, даже немного снимается в рекламе (ИКЕА и др.) Но, как она признается, все это было «не ее».

В 1983 г. в жизни Милен происходит поистине судьбоносная встреча. Один из друзей, Жером, знакомит ее с Лораном Бутонна. Начинающий режиссер, парень с всклокоченными кудрявыми волосами и в очках, к тому времени уже успел снять первый фильм – который, впрочем, тут же попал в категорию «Детям до 18 смотреть запрещено» (видимо, вот где таились «корни» будущих скандальных видеотворений Милен и Лорана). Лоран и его друг Жером сочинили песню “Maman a Tort” («Мама не права») и искали исполнительницу. Милен попробовала спеть, демо-запись была сделана и, после ряда неудачных попыток, был подписан первый контракт. Сингл “Maman a Tort” стал первой успешной записью Милен. Его до сих пор можно слышать в эфирах некоторых радиостанций.

Лоран Бутонна был старше Милен. А ей все время нравились мужчины старше ее. К тому же, Лоран оценил поэтическое творчество Милен, а ей понравилась его музыка и идеи будущих киношедевров. Их союз из творческого вскоре перерос в семейный (хотя официально женаты они никогда не были). 

В 1986 году Милен и Лоран подписывают контракт с французской звукозаписывающей  фирмой Polydor. В том же году Лоран Бутонна снимает свой первый клип для Милен: “Plus Grandir” («Больше не взрослеть»). Надо сказать, Милен Фармер уже в первом же видео проявила определенную смелость и отсутствие суеверий: в начальных кадрах клипа можно видеть могильную плиту с ее именем…

Но настоящий успех пришел к Милен Фармер в том же году вместе с песней “Libertine” («Распутная»), написанной  Жан-Клодом Декеаном.  «Я распутница, я шлюха / я так слаба - держите меня за руку» - гласит текст этой песни. Тогда же Милен превращается из шатенки в ярко-рыжую (созвучное превращение, не правда ли? Во все времена ходил миф о любовной несдержанности рыжих женщин, правда, это только миф…). Снимается клип: история о нравах в XVIII веке, со сценами секса, карточных игр, а также кровавой драки между двумя женщинами-соперницами (одну из них играет Милен, как можно догадаться)… В том же году выходит первый альбом Милен Фармер “Cendres de Lune” («Лунный пепел»). Музыку для песен написал Лоран Бутонна, а Милен впервые попробовала себя в качестве автора текстов. В дальнейшем так и сложится: Милен пишет слова, а Лоран – мелодии.

Следующими видеоклипами стали: «Тристана» - сказочно-трагическая история, причудливая смесь из «Белоснежки», «Сказки о мертвой царевне» и… истории о революции в России (в этом клипе Милен очень трогательно лепечет по-русски, а семеро гномов хранят в хижине портрет Карла Маркса и рубят деревья серпом :) ); “Sans Contrefacon” («Без сомнения») – пронзительный в своей безысходности сюжет, где Милен предстает сначала куклой, затем – живой девушкой, в конце снова превращаясь в куклу. Сама песня говорит о двойственности полов, а первая ее фраза: «Скажи, мамочка, почему я не парень?» (детские воспоминания?! – Н.Б.) стала причиной того, что  Милен Фармер стала популярна еще и в гомосексуальной среде.

“Pourvu qu’elles soient douces” («Только бы они были нежными») явился продолжением истории “Libertine” и стал самым длинным видеоклипом в истории: 17 м. 30 сек. Снятый в лесу Рамбуйе, он изобилует батальными сценами, обнаженными телами, а также он известен весьма пикантным кадром с аппетитной голой попкой самой Милен. Когда он вышел на экраны, песня стала настоящим хитом. И это при том, что текст песни пристойным назвать сложно: речь идет о сексуальных удовольствиях определенного характера: «Я встаю, снимаю штанишки и мой «тыл» мужественно выполняет твои навязчивые желания»… 

Успех музыкальных творений Милен Фармер подкрепляет выход новых клипов и альбома “Ainsi Soit Je” («Пусть я буду такой») в 1988 году. 19 ноября Милен впервые выбирают «Певицей года». Но в тот день она отказалась петь на церемонии вручения: «Я провела несколько часов за кулисами, где мы репетировали. Там были все «сливки» шоу-бизнеса и эти люди оказались для меня неприятны. Они все друг друга ненавидят. Мне грустно, что меня награждают такие люди…»

В 1989 году Милен едет в свое первое турне, включавшее 40 концертов по всей Франции. Турне было масштабным: 7 музыкантов, 8 танцоров, 50 технических служащих, 38 тонн реквизита и множество костюмов. Турне было успешным, а видеоверсия получила «Европейский приз Музыкального видео». Однако в том же году Милен расстается со своим менеджером Бертраном Ле Пажем, работавшим с нею и Лораном с 1985 г. Но, вопреки ожиданиям Бертрана, «звезда» Милен не закатилась. В 1991 г. Милен выпускает новый альбом “L’Autre” («Другой»). Еще два полнометражных клипа: “Desenchantee” («Разочарованная»), где Милен играет узницу нацистского лагеря, устроившую мятеж и побег, и “Je t’Aime Melancholie” («Я люблю тебя, грусть»), где хрупкая Милен в костюме от Жан-Поля Готье и боксерских перчатках дубасит своего противника-мужчину. Для последнего клипа Милен 6 дней занималась с тренером по боксу.

Но в том же году в карьере  Милен Фармер произошло несчастье. Обезумевший фанат ворвался в офис Polydor и застрелил секретаршу за то, что та отказалась дать ему адрес Милен… Это потрясло Милен до глубины души. Она отказалась от предложенной ей охраны. «В такой ситуации думаешь не о себе, не о том, что могло произойти с тобой, - говорила она, - а о семье, в которую пришел траур, о человеке, который погиб ни за что и который тут совсем не при чем… Это ужасно! Эта смерть несправедлива!». 

В 1992 году в клипе на песню “Que mon coeur lache” («Как слабеет моё сердце»), режиссером которого был небезызвестный Люк Бессон («Пятый элемент»), Милен сыграла роль ангела, посланного на землю узнать, что такое любовь? Сценарий клипа оказался довольно юмористичным: в диалог ангелочка-Милен и респектабельного Господина (Господа Бога) вмешивается Иисус Христос. «Отче, почему ты не пошлешь меня?» - вопрошает он. «В прошлый раз все закончилось провалом!» - отвечает ему Господь… 

В 1993-1994 годах наконец-то воплощается детская мечта Милен Фармер: стать актрисой. Для ее друга и коллеги Лорана Бутонна это тоже воплощение мечты – первый «настоящий» полнометражный фильм под названием «Джорджино», который он хотел снять еще с 1982 года, снимается под его руководством. «Октябрь 1918 г. Вернувшись к гражданской жизни, молодой доктор Джорджо Волли отправляется на поиски группы детей, которыми он занимался до войны. Вскоре он попадает в старый сиротский приют, окруженный болотом и стаями волков. Страшная тайна тяготеет над этим приютом и его обитательницами: Катрин, дочерью врача и Марией, гувернанткой. Джорджино Волли оказывается в кошмаре, населенном безумием, волками и любовью…» - такова краткая аннотация к этому фильму. Милен Фармер играет роль Катрин: полубезумное, юное создание, в голове которого способен родиться убийственный вопрос: «А может, птицы поют от боли?!»… Фильм снимается в Словакии, в основном зимой и ранней весной, на ледяном ветру и при минусовой температуре. Когда съемки заканчиваются, Лоран Бутонна пишет музыку для фильма – такую же мрачную, как и сам фильм.

«Джорджино» выходит на экраны 5 октября 1994 года. И, к разочарованию и Милен, и Лорана, он не был оценен ни критиками, ни публикой. Фильм был снят с проката через три недели. У Милен началась депрессия. Она даже говорила, что никогда больше не будет сниматься. Неудача с фильмом в итоге приводит к ссоре и разрыву между Милен и Лораном. Она не захотела больше оставаться во Франции: «Эта атмосфера слишком тяжелая, она подавляет меня» и уехала в Америку. Ходил слух о том, что еще одной причиной для разрыва с Лораном стал возникший на съемках «Джорджино» роман между Милен и актером, исполнившим главную роль – Джеффом Далгреном. Так или иначе, Джефф, который, помимо актерской карьеры, был еще и музыкантом, в дальнейшем влился в концертный коллектив Милен в качестве гитариста… 

В 1995 году Милен Фармер вернулась – с новым альбомом и новым «живым» шоу, о котором говорили, что еще ни одна французская артистка не давала шоу такого размаха. «На сцене Милен предстала перед публикой в новом облике – более чувственном, сексуальном и земном» - так писали французские газеты. Костюмы для шоу были созданы известным модельером Пако Рабанном.

Об этом моменте своей жизни Милен вспоминает как о неком «просветлении». И это тоже приписывают Джеффу Далгрену. «Я стала другой, - сказала она тогда. – Все потому, что в моей жизни появился человек, который буквально за уши вытянул меня из темного подземелья на яркую поляну!».

В 1996 году огромный успех имел сингл “California” – наверное, многие помнят это очередное скандальное видео, снятое на знаменитом Сансет-бульваре  в Лос-Анджелесе, в котором Милен играет проститутку… Но в том же 1996 году новое несчастье настигает Милен: 26 октября в автокатастрофе погибает ее брат Жан-Лу. Позже Милен посвятила его памяти концертное видео “Live a Bercy”.

Следующий диск Милен Фармер увидел свет лишь в 1999 году и назывался он “Innamoramento”. Сама Милен объясняет смысл этого названия как «Состояние, предшествующее чувству влюбленности». На одну из песен – “L’Am Stram Gram” – снимается потрясающей красоты клип. Уже не скандальный, но снова пронзительно-печальный и яркий. Милен сама написала сценарий, а съемки проходили в Китае. Это история о двух феях-близняшках, которые не представляют своей жизни друг без друга…

За альбомом последовал довольно успешный тур “Mylenium”, в ходе которого Милен Фармер приезжала в Россию. В марте 2000 года два концерта прошли в Москве и один – в Петербурге.

В 2003 году Милен впервые попробовала себя в качестве писательницы. 21 апреля во Франции вышла детская книжка под названием «Лиза-Лу и сказочник». 

Милен не любит распространяться о своей личной жизни.  Вокруг ее имени по-прежнему практически никакой шумихи, она редко дает интервью. Статью о ней редко встретишь в каком-либо «глянцевом» журнале. Поскольку, не взирая на публичность, она очень стремится к уединению. Однако, известно, что Милен не замужем и свой семейный статус менять не собирается.

По ее собственному признанию, она боится двух вещей: старости и смерти. «Меня пугает даже не сама смерть, - говорит она, - а то, что будет потом. Мне кажется, что у меня нет этого «потом». Поэтому я должна успеть как можно больше».

На вопрос одной из парижских газет: «Если попытаться определить вас с помощью названий исполняемых песен, то какое из них вам больше подойдет: «Распутница» или «Разочарованная», Милен ответила:

«Разочарованная. Погруженная в сомнения. Но главное … не утратившая иллюзий!» 

Иллюзии действительно не утрачены. Так же, как и желание творить, сочинять и записывать песни. Свидетельство тому – новый диск «Перед тенью» и клип, не уступающий по качеству предыдущим работам. Жизнь продолжается…

 

Наталья Буртовая

Новое на сайте