Из истории празднования Нового года в России

Зимнее время в календаре праздников с древних времен и до наших дней является, пожалуй, наиболее насыщенным. Стоит ли удивляться нашим законодателям, перенесшим выходные дни со всего года на начало января и обеспечившим население большими каникулами? Нет, никакого особого умысла, я полагаю, в действии депутатов не было, скорее всего, они подсознательно ориентировались на древние национальные традиции, быть может, сами того не понимая.
 

Прошла эпоха разрушения советских традиций, закончилась перестройка, и все чаще и чаще ученые, политики, писатели, режиссеры стали обращать свое внимание в сторону «России, которую мы потеряли». Старые, советские традиции изжили себя, новые еще не созданы, а потребность в социальной стабильности, в общественной идеологии существует. Надежнее всего, как известно, социальная стабильность достигается через укрепление традиций, через ритуализацию повседневной жизни и особенно праздничной ее стороны. Грамотно поступил в свое время Борис Ельцин, объявив о своей отставке за считанные минуты до боя курантов. Возможное потрясение от этого известия утонуло в новогодних хлопотах, а к тому времени, как праздник подошел к концу, и жизнь россиян вошла в обыденное русло, впечатления от речи экс-президента сгладились, улеглись в сознании.  

Изменения календаря, переносы праздников, упразднение одних и насаждение других всегда являлись для правителей способом формирования политического строя – своего рода демонстрация власти, управление временем1 подданных. Новый политический строй – новые праздники. Но для того, чтобы новые традиции прочно прижились, они должны иметь ряд узнаваемых черт, иметь больше сходства со старыми традициями, чем различий.

Зимнее время, а именно период с конца декабря по начало января, было очень насыщено праздниками и в дореволюционной России, и в современной, и даже 70 лет советского режима не уничтожили эту традицию. Судите сами. 25 декабря2 на Руси отмечался праздник Рождества Христова, с 25 декабря по 6 января продолжались Святки, на 1 января приходилось сразу три праздника – Новый год, Васильев день и Обрезание Господне, 2 января – менее значимый Селиверстов день и, наконец, 6 января – Святое Богоявление, Крещение Господне. Как видим, на очень короткий временной промежуток приходилось значительное количество праздников, относящихся к языческой, христианской и светской традициям.

Советская реформа календаря, устранив накопившееся за века расхождение в 13 суток между астрономическим и календарным временем, попутно сместила акценты в календаре праздников, создав своеобразный прецедент «двойного праздника». Как мы помним, в советское время из праздников зимнего цикла остался лишь светский - Новый год, а языческие и христианские праздники официально были запрещены. В эпоху перестройки часть наиболее ритуально насыщенных праздников (святки, Рождество, Крещение) была восстановлена, другие же (Васильев день, Обрезание Господне, Селиверстов день) остались лишь в воспоминаниях пожилых людей (преимущественно деревенских жителей как наиболее крепко держащихся за традиционный уклад жизни) да в специальной литературе. Одновременно с этим возникли и новые праздники, связанные с реформой календаря. Так, россияне отмечают и православное, и католическое Рождество (7 января и 25 декабря соответственно), Новый год (1 января) и старый Новый год (14 января – дата Нового года по старому стилю). 

Сочетание трех разных традиций в одном коротком временном промежутке привело к неизбежному их смешиванию, взаимопроникновению. Какие же это традиции? В первую очередь, святки, или святые дни. В языческой традиции святки считались рубежом старого и нового времени, наиболее опасным для человека: этот период характеризуется разгулом инфернальных сил, мир пребывает в состоянии хаоса (как в первый день творения): в природе бушуют стихии, свирепствует вьюга и т.п. Но это также и время прогнозирования будущего: именно в это время у человека появляется возможность узнать свою судьбу. Эти особенности святок отразились в двух наиболее ярких традициях: святочных гаданиях и ряжении3, изначально направленном на защиту человека от возможного посягательства нечистой силы, а впоследствии вылившемся в целую серию ритуализированных игр молодежи с устойчивыми сюжетами. Помимо этого, исконно языческим действом является колядование – выкликание детьми и молодежью колядок (кликать Коляду), славящих хозяев дома и желающих им богатого, урожайного года в обмен за небольшое угощение.
 

    

Насаждение православия и насильное вытеснение языческих традиций не могло не сказаться на праздничной стороне жизни. Естественное сопротивление новым верованиям и новым традициям привело к перемешиванию элементов обоих праздников. Так, например, колядование из поклонения Коляде постепенно трансформировалось в поклонение Иисусу Христу и Богоматери, при этом в отдельных областях за ним сохранилось языческое наименование, до сих пор наиболее распространенное в России, в других же областях (например, в Западной Украине) под влиянием европейских соседей колядование заменилось славлением (или величанием) Христа. Любопытно, что в текстах величальных песен, исполняемых христославами, обращения к Коляде бытовали наряду с обращениями к Христу.

   

Сам период святок был жестко закреплен в календаре, ограничен двумя датами – Рождеством и Крещением. Свойственный святкам безудержный разгул считался церковью бесовским, однако полностью вытеснить вековые традиции оказалось невозможным. Время, когда разрешаются любые шутки, шалости, проказы, когда снимаются все этические запреты, завершалось в канун Крещения «очищением от грехов». Можно сказать, что в данном случае церковь пошла на некоторые уступки, позволив языческой традиции существовать в строго ограниченных временных рамках.

Православие привнесло и новые праздничные традиции. Так, одним из наиболее почитаемых святых стал святой Василий Великий, чей день памяти церковь отмечает 1 (14) января. В народе Новый год чаще называли «Василь-день», вечер перед Новым годом назывался Васильевым вечером (в Малороссии – «щедрым» или «добрым» вечером). Василий Великий считался покровителем свиноводства и охранителем садов, что отразилось в обычаях: в этот день главным угощением была свинина, и существовали обряды, связанные с защитой плодовых деревьев от вредителей. Надо отметить эту особенность народного восприятия церковных праздников: все более-менее почитаемые святые и великомученики были «ответственны» за ту или иную сферу жизнедеятельности человека, в каждом отдельном случае необходимо было молиться «своему» святому, и, безусловно, день почитания каждого святого был ритуально обставлен в зависимости от его «специализации». В этой особенности отразились языческие мотивы принесения жертв богам, отвечающим за ту или иную сферу жизнедеятельности.

Что же касается Нового года, то этот праздник вплоть до ХХ века в России особенно широко не отмечался. Новый год как таковой не нес в себе той смысловой нагрузки, которую несет в себе сейчас, поскольку являлся условной временной границей, знаменуя конец одного года и начало другого. Тогда как святки отражали языческий взгляд на мир, его ориентацию на календарь природы, а Рождество было жестко привязано к конкретному библейскому событию – рождению Иисуса Христа. Можно сказать, насыщенность ритуальной событийностью, приходящейся на зимние праздники этого периода, была достаточно плотной – настолько, что развитие традиций, связанных с Новым годом, попросту было невозможно.

Другим немаловажным моментом «несерьезного» отношения к Новому году являлась его относительная молодость по сравнению с другими зимними праздниками. Как известно, на Руси началом года традиционно считалось 1 марта – вплоть до сентября 1492 года, когда Московский церковный собор принял решение считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Но эта дата просуществовала всего два столетия: уже 19 декабря 1699 года именным указом Петра I была проведена реформа календаря, согласно которому в России вводилось новое летоисчисление от Рождества Христова вместо летоисчисления от сотворения мира и вводилось новое начало года – 1 января. Таким образом, Новый год был «вписан» в зимний цикл праздников сравнительно недавно.

Оставаясь условной датой, дополняющей уже существующие традиции, Новый год вплоть до революции 1917 года не имел особой популярности. Однако построение большевиками светского государства потребовало пересмотра роли этого праздника, языческие и православные традиции оказались под запретом, «новый старый» праздник пришлось наполнять новым смыслом и новыми традициями. Новыми старыми, поскольку и ёлка изначально пришла в Россию как символ Рождества, и традиция дарить подарки на Новый год и украшать ёлку плодами восходит к библейской притче о дарах волхвов Христу, и пятиконечная звезда на макушке ели имеет прообраз – шестиконечная Вифлеемская звезда, указывающая путь волхвам к дому Богоматери. Даже наш привычный Дед Мороз оказывается не кем иным, как получившим новое имя святочным дедом, а хлопушки и петарды – отголоском обряда отпугивания духов в святки. А традиционный для новогоднего торжества бал-маскарад – разве не отражение святочного ряжения? А вот в европейских странах и в США, где религия не оказалась под запретом, как в СССР, Рождество и по сей день намного популярнее Нового года.

Неизвестно, какие новые реформы календаря готовят нам в будущем наши правители. Очевидно одно: новые праздники будут базироваться на привычных и понятных сценариях, в противном случае они попросту не приживутся.

 

 

Анна Тереб

Новое на сайте