Интриги на работе

Большинству из нас приходилось сталкиваться с конфликтами на работе.  Если у вас в ваших взаимоотношениях с сослуживцами «тишь да гладь да Божья благодать», вы в числе немногих счастливчиков, умеющих ладить с людьми, то есть принимать их с любыми недостатками и прощать за любые действия. Тогда у вас либо ангельское терпение, либо вы сами являетесь интриганом, медленно и верно идущим к своей цели по головам ничего не подозревающих коллег. И в том, и в другом случае вы как раз и являетесь героем этой статьи, нацеленной на то, чтобы предостеречь первых и разоблачить вторых…

Определимся с терминами. Интрига - это коварное, тайное нападение одного человека (интригана) на другого (жертву). Как правило, интриган применяет неэтичные методы в борьбе за власть. Он ставит целью навредить жертве как профессионалу и уменьшить его влияние в организации.

Имеется широкий арсенал способов, которые используются в борьбе за власть в компаниях. Мы опишем наиболее часто встречающиеся «грязные» методы - наговор, шантаж, фаль­шивая дружба. Все это - типичные образцы нечест­ного поведения.

Наговор и слухи

Наверное, наиболее распространенная форма интриги - это наговор или дискредитация. Интриган распространяет негативную информацию о «жертве», желая дискредитировать ее и ухудшить общее мнение о ней. При этом, в зависи­мости от обстоятельств, интриган обращается непосредственно или косвенно к некоей влиятель­ной личности, например, к шефу будущей жертвы. Он может сообщить ему запланированную негатив­ную информацию.

Как воспрепятствовать наговору и клевете? Прежде всего, можно говорить о двух предупредительных мероприятиях. Во-первых, это построение хороших отношений с вашим шефом. Если вам удалось выстроить хорошие отношения, если в ваших отношениях существуют взаимопонима­ние и доверие, ваш шеф больше поверит именно вашим словам и вашим попыткам опровергнуть ту ложную информацию, которую о вас распростра­няют. Если вы, не дай бог, станете жертвой слухов, он поможет вам предпри­нять контрмеры и будет защищать вашу точку зрения. Во-вторых, это хорошие отношения с коллегами одного с вами ранга. Чем больше у вас друзей в организации, тем быстрее вы узнаете, что о вас кто-то говорит плохо. Друзья нужны и для вашей обороны: именно они поддержат вас и защитят ваше доброе имя. И, конеч­но, чем больше у вас друзей, тем лучше.

Шантаж

Шантаж - это угроза обнаружить ошибку или «слабое место» жертвы в случае, если жертва не будет выполнять требуе­мые вымогателем действия или принимать определен­ные решения. Открыть, предать огласке слабость жертвы означает в этом случае информировать высшее руководство фирмы. Вымогателям также приходится «несладко», так как вымогательство не толь­ко криминально, но и восп­ринимается большинством людей как действие, безусловно, достойное отвращения. Многие руководители считают факт шантажа весомым поводом для увольнения замеченно­го в таких действиях человека.

Как можно противодей­ствовать шантажу? Избегай­те возможные «слабые места»: лучше иметь чистую совесть и не демонстрировать окружающим свои слабости, личные проблемы и пристрастия. Если у вас возникает искушение нарушить фирменные правила или даже закон, всегда думайте о возмож­ных последствиях, о том, что вы можете стать жертвой шантажа.

Фальшивая дружба

«Фальшивая дружба» в компании означает, что кто-то «подлизывается» к вам с недобрыми намере­ниями. Этот «кто-то» обычно хочет использовать доверительные отношения с вами, чтобы навредить вам. Наиболее часто используется следующий способ: тот, кого вы считае­те своим другом, заводит беседу о вашем шефе и провоцирует с вашей стороны неблагоприятные высказывания о руковод­стве. Затем он информиру­ет об этом вашего шефа, и вы в этой ситуации выглядите весьма недо­стойно и нелояльно. Разумеется, существует еще множество других способов использования так называемой «дружбы» против вас. Но этот самый распространенный.

Все действия, которые вы можете предпринять, группируются в двух основных направлениях. Первое, оставляйте вашим недоброжелателям как можно меньше возможнос­тей для использования ваших высказываний. Старайтесь не говорить плохо о других людях, прежде всего, о вашем руководстве. По возможности, не рассказывайте о ваших слабостях, личных проблемах и ошибках. Второе: фальшивых «друзей» не так легко обнаружить. Проверяйте, что в действительности их интересует. В частности, если кто-то очень интенсивно пытается подлизываться к вам, вы должны быть особенно стойкими. Пытайтесь выяснить его мотивы. Пусть вы будете казаться недоверчивым: в этом случае лучше проявить большую бдительность. Фальшивый «друг» может поставить себе цель публично продемонстрировать коллегам и руководству вашу некомпетентность и профессиональную несостоятельность. При этом интриган активно провоцирует жертву на ошибочные действия. Для этого он должен очень хорошо знать жертву и иметь возможность склонять ее к ошибкам целенаправленной ложной информацией. Как правило, ловушка готовится в обы­денной ситуации, в тихие рабочие будни. А впослед­ствии жертву сознательно поставят в ситуацию, когда она сделает ошибку, и эта ошибка будет продемонстрирована всем.

 

 

Подготовила Ирина Толмачова

Новое на сайте