Если взглянуть на современные города в часы пик с высоты птичьего полета, то перед глазами предстанет не слишком радостная картина: практически все улицы-артерии забиты потоками «железных коней», уныло ползущих или же вовсе стоящих без движения. Ситуация усугубляется в ненастную погоду, в жару и в предпраздничные дни.
Еще совсем недавно пробки были «прерогативой»мегаполисов, но сегодня на территории нашей страны вряд ли найдется более или менее крупный город, в котором не знали бы об этом явлении.
Правда, стоит добавить, что в каждом городе свои понятия о пробках. Например, то, что считается пробкой в Кирове, жителю Питера или Москвы покажется лишь небольшим затором… но, так или иначе, с пробками знакомы и там, и там. Недаром в 2006 году даже появился новый дорожный знак, сообщающий о возможном заторе дальше по курсу – он ставится на тех участках, где пробки стали ежедневной проблемой.
А если принимать во внимание постоянный рост российского автопарка, то очевидно, что пробок на нашем веку хватит на всех. Поэтому не остается ничего другого, кроме как научиться с этим явлением сосуществовать.
Примечательно, что большинство автовладельцев, хотя и недовольны пробками и ежедневной потерей времени, расставаться с автомобилями не желают. Это вполне объяснимо: лучше с комфортом «переползать» в толпе других машин, чем толкаться в переполненных автобусах или тратить нервы в давке метро. Надо сказать, что метро – в тех городах, где оно есть – уже давно перестало быть панацеей, по крайней мере, в часы пик. Там бывают такие же пробки: при входе на станции, на переходах, на выходе в город. Об автобусах, троллейбусах и маршрутках вовсе говорить не приходится: они точно также ползут в пробках, только находящимся в их салонах людям вовсе не так же удобно, как тем, кто едет в машине. Так или иначе, если до места работы или учебы не дойти пешком, отказываться от пользования автомобилем не стоит. А стоит соблюдать некоторые правила, которые не позволят пробкам слишком сильно испортить жизнь.
- Очень распространено мнение о том, что пробка – дело нервное. И в этом есть доля правды. Длительные заторы нервируют тогда, когда куда-нибудь торопишься и опаздываешь. Поэтому лучше выезжать с некоторым запасом по времени (в Москве это час-полтора как минимум) – так будет спокойнее.
- Нервирующим фактром может также быть поведение других водителей. Не всем хватает терпения и воспитания вести себя спокойно: всегда найдутся несколько персонажей, которые будут лезть, подрезать, а то и вовсе кричать на окружающих нецензурными словами (случаи, когда лезут драться и бить стекла – все-таки пока редкость, к счастью!). На подобные провокации лучше не поддаваться. Пропустите хама – пусть едет и наживает себе проблемы, если ему хочется. Так даже проще – будет дальше от вас.
- Крупногабаритный транспорт (автобусы, троллейбусы, грузовики) лучше тоже пропустить. Они большие, им сложнее маневрировать и их задержки усугубляют пробку сильнее, чем задержки и неуверенные действия водителей легковушек. Как говорится, пропускайте – и вам воздастся, сегодня пропустили вы – завтра уступят место вам.
- Прогнозирование ситуации – немаловажный фактор при движении в пробке. Начинающим водителям сложновато бывает «предвидеть» обстановку на 100-200 метров впереди, но надо стараться смотреть хотя бы на несколько машин вперед: кто куда перестраивается, в каком ряду больше задержка, может, где-то сломалась машина и т.п. Благо, времени в пробке на это достаточно.
- Стоять в пробке вредно для здоровья. Концентрация выхлопных газов в толпе автомобилей превышает норму в десятки раз и всем этим приходится дышать. Здесь мало что можно поделать – разве только включить режим «замкнутого контура», если он есть в вашей машине – при этом режиме в салон поступает лишь 5% из забортного воздуха. Врачи рекомендуют по приезде в место назначения выпить молока или минеральной воды, чтобы помочь организму вывести вредные вещества, которых вы «наглотались» в пробке.
- Не стоит пытаться ускорить процесс и объезжать пробку любыми способами. За выезд на встречную полосу можно лишиться прав на срок до полугода (не говоря уже об опасности подобных действий), за езду по тротуарам – «схлопотать» немалый штраф. Стоит ли игра свеч?
- Иногда городские телеканалы специально снимают сюжеты на тему «объезд популярных пробочных мест». Также в каждом городе есть радиостанции, которые отслеживают наличие пробок и регулярно сообщают о них в эфире. Есть еще «Яндекс-Пробки» и другие подобные интернет-сервисы (хотя не всегда информация в них бывает точной – дорожная обстановка может меняться быстрее, чем происходит обновление).
- Кое-где можно встретить совет об «альтернативных» маршрутах: нужно знать несколько путей до места назначения. Совет хороший, но не в каждом случае он работает: ведь есть места, в которые ведет всего одна дорога… В этом случае остается все тот же выход – выезжать раньше.
Кроме всего вышеописанного, в пробках стоять… просто банально скучно! Именно этот фактор отмечают большинство водителей. Однако, и способов развлечься в пробках бывалые автолюбители придумали уже немало. Некоторые предлагают такие остроумные варианты вроде «продать машину и купить автомобиль поближе к светофору» или «немного выпить – все равно успеете протрезветь, пока начнете ехать». Если говорить серьезно, то водителю в пробке не следует отвлекаться от дороги: чаще всего поток хотя и медленно, но едет. Впрочем это не мешает делать огромное количество нужных дел:
- Разговаривать по телефону (с устройством “hands-free”) – можно позвонить туда, куда давно собирались, да руки не доходили, пообщаться с теми, кого давно не слышали, решить какие-то вопросы по телефону – все, что угодно.
- Об аудиокнигах и дисках с уроками иностранных языков известно всем. Собственно, эта индустрия получила развитие, в основном, благодаря автомобилистам.
- Можно просто слушать любимую музыку. Особенно если не хватает времени сделать это дома.
- Можно просто посидеть и поразмышлять. Много ли времени у нас остается на раздумья в сумасшедшем ритма нашей сегодняшней жизни?
- Если автомагнитола поддерживает просмотр фотографий, можно лишний раз порадовать себя приятными воспоминаниями (а сегодня во многих моделях магнитол есть слоты для карт памяти фотоаппаратоввидеокамер).
- Если в машине вы не одни – это хороший повод пообщаться с пассажирвами. Особенно если с вами едут члены вашей семьи – вспомните, когда последний раз вы разговаривали по душам?
- Если пробка затянулась, можно сделать упражнения для рук и спины, размять мышцы. Есть специальные комплексы упражнений для выполнения за рулем. Это в принципе полезно, поскольку при долгом нахождении за рулем в сидячем положении кровь застаивается в сосудах и ее неплохо периодически «разгонять».
Особенно утомительными пробки обычно оказываются для детей. Если уж взрослым не всегда хватает терпения, что говорить о маленьких пассажирах? В этом случае стоит подумать об автомобильном телевизоре, DVD-плеере или игровой приставке с выходом на мониторы в спинках передних сидений. Телевизор или монитор, соединенный с DVD-магнитолой, помогут развлечься и взрослым пассажирам. Многие жители больших городов уже обзавелись подобными устройствами – это уже давно не роскошь, а, скорее, необходимость.
…А, например, моя сестра в пробках занимается… вокалом! Возит с собой диск с минусовками и, как только попадает в затор, ставит диск в магнитолу – и начинает петь. Кстати, летом, когда окна открыты, с поющей (и неплохо, надо заметить, поющей) девушкой сразу начинают знакомиться мужчины – «соседи» по пробке. Между прочим, в пробках нередко случаются интересные знакомства – Интернет пестрит такими историями! Сегодня, без преувеличения, в пробке можно встретить свою судьбу! Это не удивительно – ведь сегодня мы проводим в пробках довольно значительную часть своей жизни. И с этим, судя по всему, придется смириться – лучше точно не будет в ближайшее время. Что ж, спокойствия всем в пробках и безопасного их преодоления!
Наталья Буртовая