Несколько слов о безопасности за рулем

То, что автомобиль является источником повышенной опасности как для водителя и пассажиров, так и для окружающих, известно каждому. Тем не менее, это не повод отказываться садиться за руль и ездить самостоятельно.

Риск оказаться в неприятной ситуации есть всегда, и понимание этого подчас приводит к тому, что человек получает «права» - и как не ездил до этого, так и не ездит (это особенно характерно для женщин). Но возможность  возникновения неприятностей можно и нужно стараться сводить к минимуму. Тем более, что в большинстве инцидентов на дороге оказывается виноват пресловутый «человеческий фактор» - а значит, очень многое зависит от самого водителя.

Стопроцентной безопасности, к сожалению, нам ничто не может гарантировать. Однако в наших силах соблюдать общепринятые правила безопасного поведения за рулем, о которых мы поговорим в этой статье. 

Итак, «человеческий фактор». Психологи разделяют водителей (независимо от пола) на три типа. Первый называют обидным словом «парализованный» - тот, кто в момент опасности хватается за голову, закрывает глаза и полностью теряет контроль за ситуацией. Это как раз тот случай, который однажды пришлось наблюдать на одном питерском перекрестке: женщина двигалась на мигающий «зеленый», думая, что успеет проехать, но не успела и оказалась на пересечении двух оживленных улиц, когда справа и слева потоки уже двинулись… Вместо того, чтобы прибавить газу и проехать вперед, в своем направлении, женщина в ужасе дала в тормоз и остановилась, бросив руль и закрыв лицо руками. То, то она услышала от вынужденных объезжать ее машину других водителей, можно представить… к счастью, ситуация завершилась благополучно, на следующий «зеленый» дама-таки преодолела свой «паралич» и пересекла злосчастный перекресток. Как сложилось ее дальнейшее путешествие, осталось загадкой (надеюсь, что она доехала, куда хотела). Конечно, всем известно, что мы, женщины, подвержены эмоциональным реакциям гораздо сильнее мужчин. Но дорога – это не место для паники и безрассудства. Поэтому, если вы знаете о такой черте своего характера, как склонность впадать в «ступор», то, если вы хотите водить машину сами, придется контролировать себя особенно тщательно. Либо оставайтесь «вечным пассажиром» - так как ваши панические реакции  могут быть опасны не только для вас, но и для других участников движения.

Второй тип водителей психологи называют «испуганный», а в народе это называется понятнее: «бестолковый». Эти люди в опасной ситуации не впадают в панику и руля не бросают, но все равно выполняют неправильные действия. В спокойной ситуации такой водитель четко расскажет вам, что надо поступить вот так и так. Но в момент, когда нужно действовать, все эти знания куда-то улетучиваются… На подобном принципе основано большинство сюжетов комедийных фильмов, но вот только дорога – это не очень смешное место и последствия ошибок часто тоже бывают не смешными… Правда, есть и такой момент, что «испуганными» водителями можно назвать практически всех новичков. К счастью, «бестолковые» водители вовсе не безнадежны – с опытом у большинства приобретается ясность ума и правильные реакции при нахождении за рулем.

И наконец, третий тип – «уверенные» водители, способные оставаться в «ясном уме и твердой памяти» даже в критической ситуации, принимающие правильные решения и осуществляющие их оперативно и четко. Уверенность и хладнокровие на дороге приходят со временем, не всегда это происходит быстро (может потребоваться и несколько лет), но стремиться к этому необходимо. «Уверенный» водитель на дороге – наименьший источник опасности именно с точки зрения «человеческого фактора».

-  Пожалуй, одна из самых главных рекомендаций, которые дают психологи водителям, звучит так: никому и никогда не позволяйте нервировать себя за рулем, «лезть под руку» и давать советы. Даже если это ваша мама или бойфренд. Сейчас за рулем вы, вы отвечаете за безопасность своих пассажиров и только вам надлежить принимать решения. Только так вы научитесь чувствовать себя «хозяйкой положения» и ощущать себя за рулем спокойно и уверенно.

 - По возможности, не садитесь за руль в утомленном состоянии – после бессонной ночи или в плохом самочувствии. Конечно, бывают ситуации, когда ехать надо, независимо от того, как себя чувствуешь, и все мы в них оказывались. Но скорость реакции и внимание сильно притупляются, когда мы  устали или болеем. Поэтому, даже если не поехать нельзя, езжайте осторожно – и сразу останавливайтесь, если понимаете, что становится тяжело следить за дорогой и машиной. 

-  Следует упомянуть также знаменитое правило «Трех Д» - «Дай Дорогу Дураку». Ситуация на российских дорогах сегодня такова, что далеко не каждый участник движения обладает нужными знаниями и навыками (выражение «купленные права» известно всем). К тому же, ежедневно задерживаются тысячи нетрезвых водителей (а скольких не успевют задержать?). Любой человек, которому приходится ездить постоянно, может подтвердить: неадекватные люди за рулем попадаются нам ежедневно и не по одному разу. «Чудеса», которые иной раз творят горе-водители, просто поражают. Для своей же безопасности – лучше держаться от таких персонажей в стороне, а уж если он настойчиво лезет в ваш ряд, откровенно нарушает, вылетая со второстепенной дороги перед вашим носом и т.п. – пустите его. Пусть несется, куда ему надо, главное – от вас будет подальше. Ну и сами не уподобляйтесь им, конечно же. 

-  Известно, что наиболее безопасным способом передвижения по загруженной трассе является движение со скоростью потока. Понятно, почему: если, допустим, поток идет со скоростью 90 кмч, а вы едете 60 кмч, вы будете источником раздражения для тех, кто едет за вами, вас будут все обгонять и обзывать нехорошими словами (про себя или того хуже, вслух!). Нестись же быстрее всех, устраивая на дороге «слалом» и «подрезать» других – это вообще дурной тон (не говоря уже об опасности таких маневров). Однако, есть и такой момент: ехать нужно на той скорости, на которой вы хорошо чувствуете свою машину. Например, если вы за рулем недавно и лететь на скорости 150 кмч по загородному шоссе, как едут сегодня большинство (кстати, помните, какое ограничение скорости на автомагистралях по правилам?), то вставайте в правый ряд – и двигайтесь с той скоростью, с которой вам удобно! Если вы пока не готовы «летать», езжайте со скоростью 60 кмч, только не занимайте крайние левые ряды. Пусть вас считают «чайником», научитесь – будете ездить, как все. 

-  Чтобы не «подрезать» другие автомобили при обгоне, помните одно простое правило: обходя соседа по трассе, возвращайтесь на свою полосу только тогда, когда увидите «физиономию» его машины в зеркале заднего вида. По зеркалам вообще полезно смотреть почаще: профессионалы советуют кидать взгляд в зеркало заднего вида каждые 10 секунд при движении по загородной автомагистрали и каждые 2 секунды – при движении по городу. 

-  Еще один момент: любые обгоны и перестроения всегда делаются на ускорении. Особенно это актуально на двухполосных дорогах, где в любой момент может возникнуть встречный автомобиль. И ни в коем случае нельзя замедляться, если навстречу уже едет машина. Следует – без паники! – постараться как можно быстрее уйти обратно на свою полосу. 

-  Если вы видите, что по неизвестной причине встречный водитель движется на левую полосу, на вашу половину дороги – не думайте, почему он это делает. Лучше немедленно уходите – туда, где есть место, вправо, на обочину, в поле, в кусты, куда угодно. Лобовое столкновение – самое страшное по последствиям и любая яма или лужа лучше, чем автомобиль, летящий с ускорением вам «в лоб». 

-  Дороги никогда не бывают идеальными, а значит, на них могут оказаться различные препятствия. Конечно, разные мелкие предметы, камни, небольшие ямки лучше пропускать между колесами, не наезжая на них. Но бывают и такие препятствия, которые представляют реальную опасность – открытые люки, кучи песка или бетонные плиты, куски железа, арматура или доски (чего только не выпадает из других автомобилей). Контакта с ними лучше избегать всеми способами, по возможности – объезжать. Если перед вами неглубокая яма, канава или «лежачий полицейский», то для смягчения силы удара и сохранения жизни подвески, тормозите, насколько сможете (если ваш автомобиль оснащен системой ABS, то жмите педаль до упора, если нет – нажимайте на тормоз «ступенчато», короткими рывками), а уже перед самим препятствием педаль тормоза отпустите и машина проедет по неровности мягко, без сильных толчков и ударов днищем по покрытию. 

Говоря о безопасности, следует вспомнить и о подготовке к движению. О том, что автомобиль нужно поддерживать в хорошем техническом состоянии и следить за расходом топлива, масла и антифриза, большинству автолюбителей напоминать не надо. Многие автомобили сегодня оборудуются системой блокировки дверей изнутри – перед выездом лучше включить эту функцию, особенно если вы едете одна. Некоторые машины начинают отчаянно «вопить», если вы не пристегнете ремень – не заставляйте вашего «железного друга» умолять вас пристегнуться, сделайте это сразу – тем более, что штраф за непристегнутый ремень с 2008 года увеличивается до 500 рублей. Независимо от того, какой стиль одежды вы предпочитаете,  за рулем прежде всего должно быть удобно, а одежда не должна сковывать движений. Поэтому юбкам лучше предпочесть брюки или джинсы, а туфлям или сапогам на каблуке или платформе – кроссовки или босоножки с плоской подошвой и ремешком, фиксирующимся на щиколотке. Ради вашей же безопасности не садитесь за руль на шпильках, в сабо или шлепанцах – представьте, как вы будете чувствовать педали в такой обуви? А если еще и сабо с ноги слетит, когда нужно будет в течение доли секунды надавить на тормоз? Многие женщины возят с собой «сменку» - специальную обувь для езды за рулем, а уж в туфли можно переобуться и по прибытии на место. 

Очень часто в интернете можно встретить советы не ездить за рулем с распущенными волосами – якобы они могут попасть в глаза и перекрыть обзор… Вопрос спорный – если вы не ездите с полностью открытыми окнами, то и растрепаться волосам будет не от чего. Я сама, например, очень не люблю хвосты и пучки, поэтому езжу с распущенными волосами почти всегда и ни разу никаких проблем не возникало. Но, если вы считаете, что конструкция вашей прически такова, что волосы могут попасть на лицо и глаза, тогда имеет смысл собрать их. Куда как важнее иметь с собой солнечные очки, причем, и зимой, и летом. Слепящее «в лоб» солнце – штука не из приятных.

Разумеется, перед выездом необходимо проверять наличие всех документов (прав, техпаспорта, доверенностей, страховых полисов) и мобильного телефона.


И, в завершение – алгоритм ваших действий в экстренных случаях на дороге (дай Бог, чтобы у вас их не было, но все же!)


1)    Если вы попали в ДТП:

- Включайте «аварийку» и выставляйте аварийный знак.

- Не трогайте автомобиль с места, не признавайте своей вины и не поддавайтесь на уговоры «разобраться на месте». Помните, сто страховые компании могут отказать в выплате, если машина была перемещена после совершения ДТП.

- Звоните в ГИБДД либо по телефону «02».

- Если другие участники ДТП пытаются вам угрожать, сядьте в машину, заблокируйте двери и закройте окна.

- Если другой участник пытается скрыться – запишите или запомните номер его машины.

 

2)    Если ваш автомобиль загорелся:

- Немедленно остановитесь и поднимите капот (почти всегда причиной пожара бывает электропроводка. Первый признак, что проводка начала гореть – запах паленой резины, поэтому обращайте внимание, чем пахнет в машине!).

- Если это еще возможно – сорвите провод с клеммы аккумуляторной батареи (гайки должны быть всегда чистыми, без ржавчины – следите за этим!).

- Немедленно свяжитесь с пожарной охраной или ГИБДД.

- Попытайтесь потушить автомобиль самостоятельно с помощью огнетушителя (помните – счет идет на секунды, машина может полностью сгореть минут за 10-15, поэтому огнетушитель должен находиться в доступном месте – всегда!).

 

3)    Если у вас пытаются похитить машину, требуют ключи, угрожая оружием:

- Отдайте ключи (жизнь дороже!)

- Сразу же звоните «02» и сообщайте об угоне (чем быстрее объявят план «Перехват», тем больше шансов вернуть машину и задержать бандитов!)

 

На самом деле, вопрос безопасности за рулем подразумевает еще множество нюансов кроме тех, что мы рассмотрели выше. Но постигать их нам приходится, в основном, на собственном опыте. Удачи всем на дорогах!

 

Наталья Буртовая 

В статье использован материал книги: С.Гросзова. За рулем женщина (Напутствия начинающему водителю).- Издат-во "Транспорт", 1983

Новое на сайте