Начало этой истории похоже на чудесную сказку, в которой прелестная девушка влюбляется в юного принца, и принц отвечает ей взаимностью… Девушкой той была балерина Императорских театров Матильда Кшесинская, а принц – молодой наследник престола, ставший последним российским Императором Николаем Вторым.
Они познакомились 23 марта 1890 года на выпускном экзамене Императорского театрального училища, где она, Матильда-Мария Кшесинская - одна из лучших учениц. Невозможно было не заметить очаровательную маленькую балерину, с веселыми ямочками на щеках, виртуозно исполняющую свой экзаменационный танец на музыку итальянской песенки «Stella confidenta» в па-де-де из балета П.Гертеля «Тщетная предосторожность». Ею восхитилась вся Императорская семья, присутствующая на выпускном спектакле. После вручения похвального листа за отличные успехи, сам Император Александр Третий поздравил ее и пожелал: «Будьте украшением и славою нашего балета!» Этому пожеланию, она стремилась соответствовать всю свою творческую жизнь.
За торжественным ужином, устраиваемым в честь выпускниц училища, ей предложили место рядом с наследником престола - Цесаревичем Николаем. Для нее это было невероятным потрясением! Она увидела «совершенно молодого» человека, который смотрел на нее «такими добрыми голубыми глазами», что не смогла противиться тому чувству, которое зарождалось в ее сердце. После легкой, непринужденной беседы с наследником, пришло время прощания, и она вдруг поняла, что и «в его душу…вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета». Счастливая и взволнованная Матильда вернулась домой. Волшебный, сказочно проведенный вечер, пробудил в ней нестерпимое желание встретиться с молодым наследником вновь и вновь. Но она реально представляла себе, что такое чудо может и не повториться…
Маля, как все называли Матильду, появилась на свет 19 августа/1 сентября 1872 года, в Лигово, близ Петербурга, в многодетной польской семье небогатых дворян Кшесинских, у которых от дворянских корней, только и было, что случайно сохранившийся перстень с родовым гербом графов Красинских, к роду которых они принадлежали. Это была талантливейшая, артистическая семья, почти все ее члены были причастны к искусству танца. И младшей дочке Мале с раннего детства хорошо были знакомы театральные подмостки, запах кулис. С трехлетнего возраста, строгий педагог – отец, обучал ее основам балетного танца, определившим всю ее дальнейшую жизнь.
Отец, замечательный, характерный танцовщик Феликс Кшесинский, прекрасно танцевал мазурку и окончательно перебрался в 1853 году из Варшавы в С.- Петербург, по приглашению Николая I, очень полюбившего этот танец – неизвестный тогда в России. Неустанно трудившийся на балетной сцене, Кшесинский обеспечивал достаток своей большой семье. В которой, кроме общих детей Кшесинских, были дети от первого брака их матери - Юлии Деминской, также танцевавшей несколько лет в балете. Сестра Юлия, брат Йозеф, а затем и сама Маля, поступившая в 1880 году, учились в Императорском Театральном училище. Им было нетрудно постигать балетное искусство, с которым познакомились в раннем возрасте. И с легкостью, стоя у балетного станка, выполняли все обязательные балетные упражнения, наращивая технику и вкладывая в каждое па свою душу. Благодаря родителям, они не жили в интернате вместе со всеми воспитанниками, приезжали в училище только на занятия, проводя все остальное время в семье, не лишаясь родных стен.
Одаренность младшей девочки проявилась с самых ранних лет, и уже спустя год после поступления в училище, она танцевала на пуантах в балете «Дон Кихот» Л.Минкуса «Танец марионеток».
Неизгладимым впечатлением и примером для подражания явилось знакомство в 1886 году с выдающейся итальянской балериной Вирджинией Цукки, танцевавшей по контракту (1885-1888) в С.-Петербурге. Восхищаясь ею, Маля говорила: «Я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной…Цукки была моим гением танца, вдохновившим и направившим меня на верный путь». Но она также всегда любила и ценила своих педагогов Л.Иванова, Е.Вазем, Х.Иогансона, Э.Чекетти, у которых обучалась мастерству, не только будучи ученицей, но служа на сцене Мариинского театра.
После окончания училища Малю зачислили в балетную труппу Императорских театров постоянной танцовщицей-корифейкой, и она обязана была принимать участие во всех красносельских спектаклях. Ее непреодолимо влекло в Красное Село, зная, что наследник будет там, в лагерях Гусарского полка, а, значит, будет присутствовать на всех спектаклях. И ей действительно выпала удача видеть его, говорить с ним, но не наедине, наследник был в обществе Великих князей. В эти дни будущий Император написал в своем дневнике: «Кшесинская… мне положительно очень нравится…. Разговаривал с маленькой Кшесинской…. Простился…».
Их трогательная, юная любовь начиналась с минутных, случайных встреч, на расстоянии, где на мгновение устремленный взгляд, промелькнувшая улыбка, вызывали в ее сердце трепетное, радостное волнение. И, наконец, произошла та, давно ожидаемая встреча в 1892 году, когда они могли долго и свободно говорить, наслаждаясь, присутствием друг друга. Его записка не заставила себя ждать: «…до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Ники».
Цветы, драгоценности, шикарный особняк в С.-Петербурге, на Английском проспекте, она получила в подарок от Ники. Но ей нужен был только он, его любовь, его присутствие. Неминуемая весть об их близких отношениях достигла семьи Мали, и встревоженный отец спросил дочь, понимает ли она, что никогда не сможет выйти за наследника замуж. «Я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю», - не задумываясь, отвечала Маля.
Все ее существо переполнялось не только чувствами радости и гордости, что именно она стала возлюбленной Ники, но и глубоким к нему уважением, как к человеку, который был по ее определению: «Очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко…. Он был добрый и простой в общении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою»…
Но так счастливо закруживший ее танец первой любви был неизбежно обречен на скорый финал. Болезнь и смерть Александра III 20 октября 1894 года поторопили события, больно отозвавшиеся в сердце Мали. После похорон вступил на престол новый Император Николай II. Его невеста принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, приняла Православную веру, и пошла под венец как Великая княжна Александра Федоровна. Всенародную скорбь по ушедшему из жизни Александру III, затмило в душе Мали безмерное чувство горечи и страдания от вынужденного расставания с «бесценным» Ники. И только оставшаяся его фотография с надписью: «Моей дорогой пани», да строки последнего письма немного согревали: «Что бы со мною в жизни не случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».
Душевные переживания Матильды вспыхнули еще с большей силой, когда она узнала, что в парадном спектакле во время торжеств, посвященных коронации Николая II (1896 год) в Москве, будет поставлен балет на музыку Р.Дриго «Жемчужина», куда ее не пригласили. Причиной были - разрыв с Николаем II и ожидаемое присутствие в театре новой Императрицы. Но желание танцевать перед Императором было так велико, что оскорбленная Матильда обратилась к Великим князьям за помощью. Высочайшее соизволение было дано. И специально для нее Р.Дриго написал музыку, к поставленному вновь па-де-де «желтой жемчужины». А вдохновенный, пленительный танец Матильды незамедлил украсить весь спектакль. Справедливость восторжествовала и она «увидела, что после своей женитьбы и двух лет разлуки Ники исполнил мое желание и защитил меня».
Знакомство с наследником российского престола предопределило всю дальнейшую личную и творческую жизнь Матильды Кшесинской. Отдалившись от своей театральной среды, волею судьбы попав в общество самой высокой придворной знати, она не осталась в одиночестве. Незаурядность натуры, мягкая изысканность манер, талант балерины, непередаваемое женское обаяние вызывали огромную симпатию к ней в среде Великих князей, родственников Императора. Безнадежно влюбленный и преданный Великий князь Сергей Михайлович, жаждал видеть ее своей женой. Он становится ее первым утешителем в безысходной тоске от разлуки с Ники, и посредником между Матильдой и Императором при всех ее затруднительных положениях, в которых Император всегда принимал участие, не оставляя их без внимания и выполняя все желания своей бывшей возлюбленной. Великий князь Сергей Михайлович дарит Матильде оборудованную электростанцией дачу в Стрельне, и постепенно все его состояние переходит к ней. Он безропотно принимает участие в воспитании ее сына Владимира, дает ему свое отчество, зная, что не он его отец. Спустя годы она писала: «Великого князя Сергея Михайловича я бесконечно уважала… и была ему благодарна за все,… но того чувства любви, которое я испытывала к Андрею, я к нему никогда не питала».
Другой Великий князь – двоюродный брат Императора Андрей Владимирович становится ее избранником, любимым человеком и отцом ее ребенка. Но много лет они не могли оформить свои отношения из-за полного неприятия Матильды Великой княгиней Марией Павловной – его матерью.
После первого бенефиса, устроенного в честь 10-летней службы в Императорских театрах, у себя на званном обеде, Матильда впервые увидела 22-х летнего красавца-офицера, который был на 6 лет моложе ее. Это был он - Великий князь Андрей Владимирович. И случайно пролитый им бокал вина на платье Матильды, показался ей каким-то чудесным знаком, предвещающим счастье и любовь…
Начав свою балетную карьеру под пристальным оком Царской семьи, она обладала всеми качествами для достижения успеха на театральной сцене - ум, воля, целеустремленность, огромная работоспособность, жесткие требования к себе. Матильда уже в первом сезоне отлично исполнила сольные партии в балете П.Чайковского «Спящая красавица» (фея Кандид и Красная шапочка). Но в 1893 году блистательно исполненная партия Авроры в «Спящей красавице» П.Чайковского, в постановке М.Петипа, подняло Матильду на высшую ступень балетного мастерства. К моменту возведения ее в ранг балерины (1896 год), несравненная грация, точность движений, мимика и какое-то неуловимое притяжение отличали ее от других танцовщиц. Ее выступления в Варшаве, Монте-Карло имели грандиозный успех, о ней писали: « Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью».
«Эпоха Петипа» подняла классический балет на недосягаемую высоту. Француз, Мариус Петипа с 1869 года являлся главным балетмейстером Императорских театров. Сотрудничал с прекрасными русскими композиторами П.Чайковским и А.Глазуновым, обогащал и совершенствовал классику танца, который достиг при нем исключительную выразительность. Но ведущие партии в премьерах поручались приглашенным итальянским танцовщицам. Считалось, что только они имели превосходную пуантную (танец на пальцах) технику, артистизм, элементы акробатики. Появление в 1893 году замечательной итальянской балерины Пьерины Леньяни с ее непревзойденными 32 фуэте (характерное маховое движение одной ноги при осуществлении полного оборота другой), изумительной виртуозностью, вызывали восторг и обожание у петербуржской публики. Леньяни сразу завоевала лидирующее положение в труппе. И Кшесинская, стремившаяся стать первой балериной, профессионально совершенствуясь, упорно добиваясь вершин мастерства, вынуждена была учиться у заезжей гастролерши. Лучшие партии Матильде предлагали только в так называемых возобновленных спектаклях, во всех премьерных - блистала П.Леньяни. Но такая близкая ей роль Эсмеральды в возобновленном одноименном балете Ц.Пуни, М.Петипа (1899 год) по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери», была любимейшим и лучшим ее творением. Трагическая повесть о неразделенной любви, о ревности, о предательском убийстве была так убедительно передана Матильдой ослепительным танцем, в тесном его сплетении с музыкой в яркий, выразительный драматический образ. Спустя много лет в 1914 году она танцевала «Эсмеральду» для Императора, приехавшего в театр, чтобы посмотреть на ее исполнение. В этот вечер партия Эсмеральды ей особенно удалась - она вложила в нее всю страстность своих чувств. «Я играла и танцевала со слезами на глазах». И, как всегда, после многих спектаклей, которые посещал Император, она стояла у окна своей гримерной, наблюдая за отъезжающим Ники, ловя его прощальный взгляд.
Противостояние, возникшее между Кшесинской и Леньяни, прекратилось только в 1900 году, Кшесинской удалось превзойти итальянку. Она первая из российских балерин выполнила 32 фуэте. В поставленных М. Петипа двух премьерах одноактных балетов на музыку А.Глазунова, где в «Испытаниях Дамиса» в роли Изабеллы танцевала Леньяни, а во «Временах года» более удачная партия Колоса досталась Кшесинской, она показала всю мощь своего таланта окончательно сложившейся классической балерины. Но интрига состояла еще и в том, что Леньяни намеренно предложили для танца длинное платье и туфли на каблуках, что помешало ей быть такой же воздушной, как Кшесинская – в легкой золотистой тунике и на пуантах. Контракт с П.Леньяни в дальнейшем не продлили.
Кшесинская в нелегкой борьбе, добилась звания прима-балерины. Дирекция Императорских театров, зная внимание к ней Монарших особ, не мешала безраздельно властвовать на сцене. И всемогущей хозяйке Императорского театра отдавались теперь все понравившиеся ей премьеры и те спектакли, где ведущие партии исполняла Леньяни: «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Конек-горбунок» Ц.Пуни и др., значительно расширившие ее репертуар. Любимые балеты: «Эсмеральда» и «Тщетная предосторожность», Матильда не позволяла передавать другим - они становились ее собственностью.
Яркий талант балерины, необычайный успех у зрителей, общение с Великими князьями, огромное влияние в театре - давало повод завистникам и недоброжелателям умалить ее значение в театре, создать неприятную атмосферу сплетен и интриг. На спектаклях слышались «шиканье, а иногда свистки». Не пожелавшая мириться с этим, Матильда решила оставить сцену, устроив прощальный бенефис 4 февраля 1904 года. В этом же году ей присвоили звание «Заслуженной артистки Императорских театров».
В 1905 году директор Императорских театров попросил вернуться Кшесинскую на сцену, зная, как горячо принимает и боготворит ее публика. Она согласилась танцевать без контракта, что давало ей свободу и не отнимало властных позиций в театре.
Но наступали новые времена и М.Фокину, солисту Императорских театров, а затем балетмейстеру-новатору, казались классические постановки уже устаревшими, требующими обновления. В начинающемся ХХ веке, он видел балет, в приближении его к жизни, «не только радовать глаз, но и проникать в душу», придавал большое значение музыкальным и живописным средствам, танец видел в естественности движений, в отходе от академизма. Начинались «Русские балеты» С. Дягилева в Париже (1909-1910) с выдающимися постановками М.Фокина, где великолепно выступали молодые артисты - А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский.
Классическая балерина, Матильда Кшесинская воплощала в своем танце идею балетных постановок М.Петипа, с их парадностью, зрелищностью, танцевальными традициями. Ей трудно было принять новаторские требования М.Фокина: «В его балетах нет вариаций для танцовщиц». Но главная партия (1907 год) в балете «Эвника» Н.Щербачева, где М.Фокин впервые воплотил свои новые идеи, увлекла Матильду. Увидев в Императорском театральном училище в выпускном спектакле Вацлава Нижинского, будущего выдающегося танцора, пришедшая в восторг Кшесинская сказала: «Молодой человек, Вы только что стали моим партнером». Что в действительности и произошло: «Я уже тогда чувствовала, что его будущее будет блестящим», вспоминала она. Свое неучастие в «Русских сезонах» С. Дягилева, Кшесинская объясняла отсутствием подходящих для нее партий. Но воспользовалась приглашением в «Гранд – Опера», где успешно выступала в классических балетах в 1908-1909 г.г. В лондонских премьерах С.Дягилева в Ковент-Гардене, особенный успех имело ее выступление в «Лебедином озере». Она еще вернется в Ковент- Гарден, но в 1936 году, в возрасте шестидесяти четырех лет и со свойственным ей блеском станцует в благотворительном концерте.
Отношение М. Кшесинской к С. Дягилеву и М.Фокину было противоречивым, она видела явный успех их идеологии свободных форм. Понимала, что время классического балета уходит вместе с ней, уступая сцену молодым дарованиям, таким, как А.Павлова, покорившая весь Париж «Умирающим лебедем» Сен-Санса, и понимающая этот новый мир жестов и чувств.
В 1917 году в Пасхальные дни последний раз выступала Кшесинская в России на сцене на тех же подмостках, где она начинала свой триумфальный путь, полный тревог, борьбы, завоеваний – путь последней звезды императорского балета. Она блестяще исполнила «Русскую» из «Конька-горбунка», так когда-то нравившуюся Императору и посвященную ему.
Жестокие события Октября 1917 года трагически отразившиеся на людских судьбах, не пощадили и Кшесинскую, принудив ее начать 13 июля 1917 года долгий, претерпевающий трудности, исход из России.
Во Франции ей суждено было прожить большую часть своей жизни. Где она открыла свою балетную школу. Где состоялся ее брак с Великим князем Андреем, где ее сын стал Владимиром Андреевичем Романовым, а самой Матильде в Каннах 30 января 1921 года был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. И где она узнала ужасающую историю о расстреле Императора и всей его семьи.
М.Ф.Кшесинская умерла 06.12.1971 года, в возрасте 99 лет. Но до последнего вздоха, в самом потаенном уголке ее сердца всегда теплился огонек памяти о светлых, счастливых мгновениях первой любви к будущему русскому Императору Николаю II, там, в далекой России.
Светлана Скоробогатова
Аренда виброплиты Ваккер Нойсон на сайте
Смотрите аренда виброплиты Ваккер Нойсон на сайте.
trakprokat.ru