Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это блюдо церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы наладить отношения, помириться и простить своих обидчиков. Также во время Масленицы принято ходить в гости, угощать бедных и жертвовать нищим.
У каждого дня масленичной недели есть свое название:
В этот день свекры отправлялись к сватам в гости, и за чаркой устанавливался регламент праздника: когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни.В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая:
«Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
После этих зазываний дети начинали кричать: «Масленица приехала, масленица приехала!» и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.
Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.
В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».
Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая:
«месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару».
Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.
На "заигрыш" с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. Вообще масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.
Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.
Взрослые же катанию с гор придавали особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен».
В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили «позыватки» - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости.
«Позываток» встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: «у нас состроены у самих горы и гости прошены». Соседи толковали такие отказы по-своему: «здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого». Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.
Например, костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. Девушки привязывали неженатым парням колоды – это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами да конфетами.
Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, и чтобы в этот день, под песни да прибаутки непременно скатились с ледяной горы.
Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!» Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону, шла к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целовала его два или три раза. Но стоящие рядом зеваки, не довольствовались такой малою любезностью новобрачных, и держали санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» - заставляя жену целовать мужа 10 и более раз и тогда только спускали их катиться. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Да никто и не возражал.
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется).
В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло. Наедались впрок, на весь будущий пост!
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, в основном шуточных анекдотов и пр.: У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»
Кто знает, быть может именно средний день Масленицы лежит в основе множества анекдотов и историй о зятьях и тещах. А по вечерам пели песни про «заботливую тещу», угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, да как зятек-то теще спасибо сказал: был у тещи, да рад утекши!
Четверг. "Разгульный четверток"
Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.
В Ярославской губернии масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья. Лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.
Бывало крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином да калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ.
Центральной фигурой такого карнавального «поезда» все же оказывалась сама Масленица – соломенная кукла, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, обували в лапти ноги, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
В этот день начинали колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
И кто знает, не из русской ли Масленицы был взят нынешний обычай американских детей наряжаться на Хэллоуин в карнавальные костюмы и ходить от дома к дому с криками «Trick or treat!» - «угощение или жизнь!»…
В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости тещ и угощать их. От тещи требовалось прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины. Являлся и бывший дружка (нынче, свидетель), который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием, страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Получить такое приглашение почиталось за великую честь, да и молодым на руку, потому как званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. А тесть мешок муки и кадушку масла.
Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин.
Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, «у тещи зятек – любимый сынок».
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки
Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре.
В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сутра ребятишки собирали дрова для костра – жечь Масленицу.
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.
В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.
В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед.
Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.
Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
В санях с чучелом Масленицы ездили по улицам до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжали на озимь, и здесь на приготовленном костре сжигала чучело.
Одну бабу рядили попом. Надевали на нее погожу вместо ризы, а в руки давали навязанный на веревке осметок - вместо кадила. Двое из участвующих в обряде брали Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» с песнями пускались в путь из одного конца деревни в другой.
Когда же процессия выступала в обратный путь, Масленицу сажали на палки вместо носилок, а дошедши до конца деревни, возвращались и под шум и гам всей толпы – сжигали куклу как символ зимы, которая закончилась. Именно поэтому, когда Масленицу хоронят, поют песни. А пепел от масленичного костра развевали над полями — «на богатый урожай». Ведь Масленица – это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов и начало нового земледельческого года.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - КАНУН ВЕЛИКОГО ПОСТА
На службе в последний день Масленицы- в Прощеное воскресенье - вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения.
В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".
Ну а с понедельника уже начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.
Индивидуальные туры в Грузию
georgiantouristservice.ge