"Поверьте в себя!" или Воспитание по Споку

Советами доктора Спока молодые родители во всем мире пользуются почти 60 лет. Его книга, в которой они были изложены впервые, вышла в Соединенных Штатах в 1946 г. и имела невероятный успех – в ней просто, доверительно и обстоятельно разъяснялись основные принципы ухода за ребенком.

 

Конечно, за прошедшие годы они претерпели некоторые изменения. Но присущие рекомендациям доктора Спока практичность и универсальность сделали его автором одной из самых популярных и по сей день методик воспитания ребенка.

"Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем Вам кажется" – этот завет доктора Спока молодым родителям можно по праву назвать основной идеей его метода. Здравый смысл, и только он должен руководить Вами в общении с Вашим малышом.

Не стоит обращать внимания на советы чужих людей или слишком увлекаться какой-то определенной системой воспитания. Главное, что нужно ребенку, – любовь и забота родителей. В случае затруднений стоит посоветоваться с врачом-педиатром – а в остальном опирайтесь лишь на свои ощущения.

В то же время, как метко замечает доктор Спок, "родители тоже люди". Большинство литературы того времени по уходу за детьми было посвящено исключительно ребенку, в то время как родителям уделялось мало внимания. Между тем, по мнению Спока, они имеют полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства – например, сердиться на него! Кроме того, не нужно приносить в жертву малышу абсолютно все свое время и силы. В конечном итоге это сделает несчастными и родителей, и ребенка.

Серьезная роль в этой методике отводится дисциплине. В любом возрасте – будь ему годик или двенадцать, ребенок должен знать, что есть определенные границы допустимого поведения, которые должны быть раз и навсегда установлены взрослыми. Внимание и уважение к ребенку не означают вседозволенности.

При этом строгость не должна превращаться в грубость, а мягкость – исходить из беспринципности. Необходимо последовательно прививать ребенку определенные правила, при этом не унижая его, но и не заискивая перед ним. Учитывайте возраст и индивидуальность Вашего ребенка.

"Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом", – пишет доктор Спок. "Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся Вам разумными и не делают из Вас его раба".

Давайте посмотрим, как эти идеи воплощаются в повседневной практике воспитания малыша.

 

Первый год жизни: не избаловать бы…

В этот период младенец производит впечатление такого хрупкого и беззащитного, что мама может в какой-то мере бояться ухаживать за ним из-за ложного опасения причинить ему боль. Однако на самом деле в этот период он гораздо крепче, чем это кажется на первый взгляд! Поэтому смело берите его на руки, купайте его, общайтесь с ним без боязни причинить ему беспокойство.

До трех месяцев, по мнению доктора Спока, ребенка практически невозможно избаловать. Он еще очень мал, и ему действительно необходимо чувствовать тепло материнского тела. Поэтому безо всяких опасений его можно брать из кроватки на руки, если он заплакал, и укачивать до тех пор, пока он не успокоится.

Однако, когда малышу будет около трех месяцев, на это обстоятельство нужно обратить особое внимание. К этому моменту работа нервной системы ребенка стабилизируется, и он уже не такой беспокойный, как раньше. Конечно, дети, которых первые три месяца не спускали с рук, могут оказаться немного избалованными. Они привыкли к постоянному вниманию со стороны матери, к тому, что их все время носят на руках и занимаются ими. Сейчас разумнее сократить время, которое ребенок проводил у Вас на руках. Например, если малышу пора спать, скажите ему об этом с улыбкой, но твердо, и идите заниматься своими делами, даже если он проявляет недовольство.

Иногда мать (или другие родственники) так привязаны к малышу, что развлекают его все то время, которое он не спит, – носят на руках, играют или смешат его. Постепенно это приведет к тому, что ребенок отвыкнет развлекаться самостоятельно. Родные не смогут проводить все свое время с малышом бесконечно долго, и когда ему придется остаться одному, ему будет скучно и одиноко. Поэтому с самого начала не приучайте малыша к тому, что рядом с ним постоянно обязан быть кто-то из взрослых, найдите силы иногда оставлять его одного.

Опасности избаловать ребенка с первых месяцев жизни доктор Спок вообще уделяет особое внимание. По его наблюдениям, обычно детей балуют родители, которые

–        долго ждали своего ребенка и теперь уделяют ему повышенное внимание, так как боятся, что у них уже не будет второго малыша;

–        не уверены в своих силах и поэтому превращают себя в добровольных рабов своего ребенка, при этом возлагая на него свои несбывшиеся надежды;

–        получили психологическое или педагогическое образование и теперь считают, что обязаны доказать свою компетентность;

–        испытывают неприязнь к ребенку и стараются загладить это чувство, давая ему все, что он пожелает.

Кроме того, чаще других избалованными вырастают первенцы, так как со вторым ребенком родители уже более уверены в своих силах и опытнее.

В любом случае, балующие ребенка родители слишком охотно жертвуют своими удобствами и правами, стараясь удовлетворить все его желания. Проблема в том, что сам ребенок ожидает от родителей уверенного руководства, при котором он чувствует себя в безопасности. Если родители не могут принять решение, то малыш тоже начинает ощущать беспокойство. Чем больше родители потакают капризам ребенка, тем требовательнее он становится. Понятно, что это не приводит к воспитанию самостоятельного, уверенного в своих силах и спокойного малыша.

Если Вы заметили, что ребенок избалован, его следует попытаться перевоспитать. Для этого, советует Спок, составьте расписание, по которому Вы будете заняты работой по дому или любыми другими делами, причем это должно происходить тогда, когда ребенок бодрствует. Делайте эту работу с занятым видом, и если малыш будет требовать Вашего внимания, объясните ему дружелюбно, но твердо, что заняты. Конечно, он пока не поймет слов, но уловит интонацию. Когда же Вы освободитесь, не берите его на руки, а чтобы поиграть и пообщаться, расположитесь вместе на кровати или на полу. (Если Вы начнете носить малыша на руках, он будет сильно протестовать, когда Вы опять захотите оставить его одного.)

Постоянное нежелание ложиться спать – тоже проявление избалованности. Как же следует поступить? Доктор Спок советует проявить терпение и настойчивость: уложить малыша в постель в положенное время, пожелать ему спокойной ночи, выйти из комнаты и не возвращаться. (Кроватка ребенка в идеале должна стоять в отдельном помещении. Если это невозможно, отгородите его кровать ширмой или занавеской.) Возможно, ребенок будет плакать, но, увидев, что ничего не происходит, успокоится. Важно удержаться от искушения войти в детскую, чтобы проверить, все ли с ним в порядке. Если у Вас получится, то в течение нескольких дней малыш будет плакать все меньше, и постепенно привыкнет ложиться спать в определенное время.

 

От года до трех лет: самостоятельность и активность

Когда малышу исполняется год, он начинает осознавать себя человеком со своими собственными желаниями и устремлениями. Он часто говорит "нет" на предложения взрослых. Не раздражайтесь и не подавляйте волю малыша – в будущем умение говорить "нет" сослужит ему добрую службу.

Это, в том числе, находит отражение и в том, как ребенок питается. Он становится более разборчивым в еде. Сейчас Вы можете позволить ему самому решить, что есть, конечно, предлагая разнообразную и здоровую пищу. Необходимое количество еды он тоже вполне в состоянии определить сам.

Годовалые дети – увлеченные исследователи. В этот важнейший для них период они открывают для себя мир окружающих предметов, форм, размеров. Постарайтесь набраться терпения и не мешать своему ребенку, однако не забывайте следить за его безопасностью, – сейчас это особенно актуально. Кроме того, в этом возрасте дети часто пугаются незнакомых предметов, которые внезапно двигаются или издают громкий звук – таких, например, как раскрытый Вами зонтик или включенный пылесос. Лучше всего оградить малыша от таких травмирующих впечатлений.

В возрасте года ребенок несколько недоверчив и подозрителен по отношению к незнакомым людям. Лишь присмотревшись, он, возможно, пойдет на контакт с новым человеком. Поэтому не давите на него, требуя непременно подойти и поздороваться с кем-то. Дайте ему время освоиться.

В общем, годик – время формирования у малыша зачатков самостоятельности и общительности. Не мешайте ему неразумными ограничениями и лишней опекой; ребенок не должен производить впечатления "привязанного к маминой юбке". 

Между одним и полутора годами малыш с увлечением засовывает один предмет в другой или толкает и тащит его по комнате. Когда Вы встанете перед выбором игрушек для него, помните, что простые игрушки – самые лучшие. Например, не спешите покупать малышу "настоящую" железную дорогу с рельсами и поездами – для него гораздо интереснее будет набор из деревянных блоков с колесиками, из которого можно сделать и "поезд", и "грузовик с прицепом", – ведь так играть гораздо веселее. Конечно, никто не говорит, что дорогие игрушки абсолютно не нужны, просто не стоит на этом зацикливаться. Лучше сначала обеспечить ребенка такими игрушками, которые смогут пробудить его интерес и фантазию, а потом добавлять более сложные по Вашему вкусу и возможностям.

Кроме правильного подбора игрушек, важно еще и не мешать ребенку играть с ними по-своему, даже если это кажется Вам "неправильным". Пусть он раскрашивает картинку или одевает кукол так, как хочется только ему. В этом возрасте дети не стремятся к реализму, поэтому не мешайте малышу, не объясняйте, "как надо" и не торопите его. Не беспокойтесь: со временем его игры будут все больше отражать и имитировать реальную жизнь. 

Два года - возраст, когда детям очень нравится наблюдать за играми друг друга или просто заниматься своими делами рядом с другими детьми. Отлично, если Вы будете поощрять общительность двухлетнего ребенка и обеспечите ему общество других детей хотя бы несколько раз в неделю.

В то же время, в два года дети часто испытывают страх разлучиться с родителями. Старайтесь избегать значительных изменений в жизни двухлетнего ребенка – не планируйте на это время, скажем, длительный отъезд или выход на работу. Но, если возникла такая необходимость, дайте малышу время привыкнуть к тому человеку, который будет оставаться с ним в это время, освоиться в общении с ним. Постарайтесь сначала уходить не на весь день, постепенно увеличивая время своего отсутствия. Помните, что малышу требуется много времени, чтобы привыкнуть к любому изменению в жизни семьи.  

От двух до трех лет у ребенка может развиться удивительное упрямство, переходящее в негативизм. Порой в своих решениях он противоречит сам себе, и это вполне способно довести взрослых до отчаяния. В таких ситуациях необходимо прежде всего проявить чуткость; главное – как можно меньше вмешиваться в дела малыша и никогда не торопить его. Постарайтесь не спорить с ним и особенно не уговаривать, если ему чего-то не хочется.

 

От трех до шести: любознательность и общительность

Примерно в три года дети осознают свою половую принадлежность. Мальчик обращает особое внимание на поведение отца и других мужчин, при этом старается подражать им во внешности и поведении. Девочка понимает, что вырастет взрослой женщиной, и стремится походить на мать и других женщин. Примерно в это же время дети задаются вопросом о том, чем мальчики отличаются от девочек. Лучше сразу сказать ему правду, чем придумывать версии, которые Вы же сами будете вынуждены опровергнуть. Доктор Спок советует просто сказать нечто вроде "ребенок растет в специальном месте внутри матери". Возможно, такой ответ удовлетворит воображение малыша. Если нет, то ответьте на все его вопросы, учитывая уровень развития малыша и не вдаваясь в детали. Например, про роды можно сказать, что ребенок выходит из специального отверстия, предназначенного для этой цели.

Вообще, безграничная любознательность – характерная черта ребенка, когда ему три-четыре года. Он задает вопросы буквально обо всем вокруг. Некоторые из них могут быть весьма неожиданны для Вас, но, тем не менее, постарайтесь не отмахиваться и найти ответ, доступный пониманию малыша. Например, он может спросить Вас о смерти. Ваш ответ прежде всего не должен напугать ребенка – можно просто сказать, что все люди умрут, но вам предстоит еще очень много счастливых лет прожить вместе.

В те же три-четыре года у малыша активно развиваются воображение и способность к фантазированию. Не ругайте его за "ложь", если понимаете, что он рассказывает Вам явно выдуманные истории. Однако, это не должно происходить постоянно – если ребенок все время говорит о своих выдуманных друзьях и приключениях, это повод насторожиться. Возможно, в реальности ему как раз недостает детского общества. По этой же причине не стоит бесконечно рассказывать ему волшебные сказки про удивительные страны – малыш не должен считать свою жизнь тусклой и стремиться пребывать в иллюзорном мире.

Примерно в четыре года у детей бывает период, когда им нравится повторять бранные слова. Не сомневайтесь: ребенку хорошо известно, что эти выражения неприличны, и употребляет он их для того, чтобы показать, что он уже взрослый. Вы можете строго сказать, что большинству людей – в том числе и Вам – не нравится слушать такие слова и поэтому говорить их не стоит.

Отдавать ли ребенка в детский сад? Безусловно – считает Спок. Особенно это необходимо, единственному ребенку в семье, так как у него появится не только общество для игры и развлечений, но и возможность научиться жить в коллективе.

Кроме того, к пяти-шести годам ребенок уже должен уметь выполнять некоторые обязанности – например, убирать за собой игрушки. Сначала Вы можете делать это вместе с ним, но постепенно малышу нужно дать понять, что это его обязанность. Можете мягко напоминать ему об этом. Полезно давать ребенку такие поручения, которые он может выполнять вместе с другими членами семьи, –– например, на кухне; работая вместе с взрослым, он будет стараться и испытывать гордость за то, что занят "настоящим" делом.

 

От шести до одиннадцати: независимость и ответственность

В этот период ребенок становится гораздо более независимым от родителей и ответственным за свои поступки. Чувство собственного достоинства, которое формируется именно сейчас, больше не позволяет, чтобы его любили как собственность или "малышку". Стремление немного отделиться от родителей и их опеки проявляется в том, что ребенок все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым вне семьи – но только к тем, кому он действительно доверяет (часто авторитетной фигурой становится учитель).

В этом возрасте у детей становятся очень популярны "тайные общества". Группа друзей изобретает "тайное общество" со своими ритуалами приветствия и местом встречи, реализуя таким образом потребность доказать, что они могут сами управлять собой, обходясь без контроля старших. Не стоит препятствовать таким играм! Наоборот, помогите своему сыну или дочери – оборудуйте им "секретный штаб" или расскажите, как можно создать свой собственный шифр для секретной переписки.

В этот период дети обычно очень общительны. Если с самого рождения Вы следовали принципам, о которых мы говорили (отсутствие лишней суеты вокруг ребенка и постоянная возможность находиться в обществе других детей), то у него не должно возникнуть сложностей в установлении контакта с другими детьми. Вы можете помочь своему ребенку в этом: разрешайте ему одеваться, разговаривать и иметь карманные деньги примерно так же, как и другие (соседские) дети в его компании, даже если Вам не совсем нравится, как они воспитаны (конечно, это не относится к таким крайностям, как явно неблагополучные ребята). Сейчас очень важно, чтобы у ребенка появилась компания друзей его возраста. Постарайтесь быть дружелюбными и гостеприимными в отношении товарищей своего ребенка – угостите их, когда они придут к Вам домой, или, наоборот, организуйте большой совместный пикник.

Когда Ваша ребенок станет первоклассником, необходимо сразу установить распорядок дня – такой, который устраивал бы и его, и Вас. Определенное время должно быть отведено для еды, сна, прогулок приготовления уроков и телепередач. Относительно последних лучше сразу договориться вместе – обведите в телепрограмме те, которые Ваш ребенок хотел бы посмотреть, и сделайте это пунктом распорядка дня. По окончании такой передачи ребенок не должен задерживаться у телевизора, так как его ждут другие дела и развлечения.

Кроме того, не рекомендуется водить в кинотеатр детей младше семи лет, так как в любом фильме есть несколько эпизодов или героев (даже сказочных), которые могут напугать его.

Если у школьника нелады с учебой, не ругайте и не наказывайте его, не разобравшись. Обязательно посоветуйтесь с учителем и проверьте состояние здоровья ребенка. Никогда не делайте уроки за ребенка – он должен понять и выполнить задания самостоятельно. Но и не возлагайте на него слишком больших неоправданных надежд! Радуйтесь каждой маленькой победе вместе.

Проблемой в этом возрасте может стать детское воровство. Когда маленькие дети берут чужую вещь, это происходит лишь потому, что им очень хочется ею обладать и они плохо различают, что им принадлежит, а что нет. Если же так поступают дети в возрасте шести-одиннадцати лет, то это скорее всего говорит о том, что он чувствует себя несчастным и одиноким. Вероятно, ему не хватает общества друзей или родительской ласки. Если Вы точно знаете, что Ваш ребенок украл, немедленно (но не унижая его) дайте ему понять, что это недопустимо и делать это в будущем ему не позволят.

Взрослея и вступая в период полового созревания – обычно это происходит в 11-12 лет, Ваш ребенок продолжает нуждаться в Вашей заботе и контроле. Подростку одинаково нужны, с одной стороны, Ваше доверие и уважительное отношение, с другой – определенные правила и руководство, которое поможет ему оформить его собственный жизненный опыт.

 

Анна Битько

Новое на сайте