Выбираем видеокамеру. Часть 2 – новые форматы

С того дня, когда была написана первая часть статьи о видеокамерах, прошло не так уж много времени, но ситуация на рынке этих полезных устройств успела здорово измениться. Это не значит, что информация, изложенная в первой части, устарела – все описанные форматы видеокамер актуальны и продаются по сей день. Однако, производители домашней электроники сегодня предлагают нам кое-что новенькое.
Кстати, по статистическим данным за 2006 год, продажи видеокамер в России выросли на 40%! Это значит, что все больше людей хотят иметь собственный  домашний видеоархив, и это не может не радовать. Но у многих пользователей возникают вопросы, стоит ли покупать видеокамеры новых форматов или же отдать предпочтение давно знакомым и проверенным?

На форумы, посвященные видеокамерам и видеосъемке, очень часто заходят люди, желающие купить новую камеру (кстати, что особенно приятно, не менее половины из них – женщины!), но находящиеся в затруднении: какая больше подходит, чем отличаются эти новые форматы и чем они лучше старый и привычных? В интернете много профессиональных сайтов со статьями на эту тему (именно туда чаще всего и «отправляют» посетителей, задающих вопросы), но зачастую видеолюбителю сложно разобраться в обилии технических подробностей и характеристик. Сегодняшний обзор посвящен именно новинкам рынка видеокамер, их плюсам и недостаткам, которые мы попытаемся рассмотреть в доступной и понятной форме, без излишних технических деталей. 

Итак, в первой части статьи мы остановились на видеокамерах, пишущих на DVD-диски и камерах формата MicroMV. Последний формат «благополучно» вымер, не успев толком завоевать рынка. DVD-камеры выпускаются и продаются, есть модели и 2007 года, но технические характеристики остались на прежнем уровне, да и что тут можно придумать, если емкость носителей – DVD-болванки – осталась прежней. Впрочем, спрос на эти камеры достаточно стабилен и они подходят тем, кто не хочет утруждать себя какой-либо обработкой отснятого.

Владельцам и потенциальным покупателям DVD-камер хотелось бы только посоветовать: 1) не покупать DVD-болванки неизвестных производителей и по возможности не пользоваться болванками без коробок (очень много было случаев «заторможеного» прочитывания отснятого видео или даже полного «умирания» информации); 2) делать резервные копии особенно ценных съемок (опять же, по причине ненадежности дешевых DVD-болванок). 


Камеры HDV-формата
 

 

Первые любительские камеры, снимающие в формате HDV (“High Definition Video” – видео высокого разрешения или «высокой четкости») появились только в 2005 году и поначалу стоили довольно дорого. HDV считался профессиональным, «кинематографическим» форматом и прежде всего его оценили создатели кинофильмов и телесериалов. Видеолюбители со стажем помнят, что и формат DV пришел к нам из профессионального сектора: название miniDV появилось только потому, что придумали уменьшенный вариант DV-кассеты, а характеристики формата остались те же. HDV – действительно «продвинутый» формат. Для сравнения: некоторые HDV-видеокамеры поддерживают разрешение 1440x1080 точек, а некоторые – даже 1920x1080. Когда как стандартное разрешение видео (с которым работают телеканалы и которое обеспечивают видеокамеры формата miniDV) – составляет 720х576 точек. Соответственно, HDV-камеры пишут картинку более детальную и четкую. По качеству изображения это еще не кинопленка, но для любительского видео четкость выше всяких похвал! Что еще можно отнести к плюсам HDV-камер, так это использование привычной miniDV-кассеты в качестве носителя. Кто-то может спросить: как же так, разве кассета – не вчерашний день?! Отвечаем: нет! Не придумали еще в любительском (да ине только) видео более емкого, удобного и «живучего» носителя. Простое сравнение: на miniDV-кассету умещается 13 гигабайт информации (1 час = 1 кассета). Качество при этом остается стандартным для формата. На DVD-диск даже в максимальном качестве уместится 4,7 гигабайт информации (1  час = 1 диск). Ситуация с камерами, пишущими на на жесткий диск, еще критичнее (но о них – чуть позже). Плюс к этому – уничтожить данные на магнитной ленте не так-то просто, когда как на диске или «харде» - элементарно. Поэтому кассета не собирается сдавать свои позиции, и это хорошо.

Еще одно очевидное достоинство HDV-видеокамер – это возможность писать и в обычном DV-формате (т.е., получается как бы камера «два в одном» - и DV, и HDV). Длительность записи при этом не меняется: на 1 кассету по-прежнему пишется один час. HDV-камеры умеют также поддерживать настоящий «киношный» размер кадра 16:9 (широкоэкранный - как в кинотеатрах, с черными полосами сверху и снизу). Стандартное видео, напомним, пишется в телевизионном размере 4:3.

Какие минусы у HDV?  Во-первых, просмотр: увидеть HDV «во всей красе» сегодня можно лишь на телевизорах с поддержкой «высокого разрешения» (HDV или HD-ready), каковых сегодня в продаже достаточно, но стоят они пока довольно дорого, поскольку это либо «плазма», либо LCD (о телевизорах подробнее – в статье "Выбираем телевизор"). Те же требования предъявляются и к мониторам компьютеров. Формат HDV сегодня уже вполне поддается редактированию и монтажу на компьютере, но мощность процессора и видеокарты должна быть соответствующей. Проще говоря, ради просмотра и монтажа HDV придется совершить «апгрейд» домашней техники. Записать DVD-диск в HDV-формате и дать посмотреть друзьям тоже пока проблематично: без «сжатия»  на стандартную DVD-болванку  поместится HDV-видео длительностью… всего лишь 20 минут! Впрочем, если сегодня возможности обновить телевизор и компьютер нет, это не повод отказываться от HDV-видеокамеры, потому что у этих аппаратов есть хорошая «фишка»: конвертация HDV в обычный DV-формат. Просто включаете соответствующую опцию – и можете перегонять видео в компьютер или на DVD-рекордер. Кассету же с исходной записью в HDV можно положить в архив, где она спокойно дождется, пока вы приобретете необходимое оборудование.

По всем остальным параметрам HDV камеры обладают всеми современными характеристиками: хорошей оптикой, емкими аккумуляторами, качественными матрицами (что такое матрица – читайте в статье "Выбираем видеокамеру").

HDV-формат весьма перспективен и, если ваши требования к домашнему видео достаточно высоки, если вы хотите редактировать съемки, делать монтаж (сегодня существуют программы для видеомонтажа, которые не очень трудно освоить), то HDV-камера – то, что нужно. Правда, стоимость таких камер пока довольно высока (около 1000 у.е.), но это лишь вопрос времени – первые miniDV-камеры тоже вначале были дорогими, но сегодня их стоимость начинается от 300 у.е. и это даже не предел (будет и дешевле!).

 

Камеры с жесткими дисками (HDD)

 

Несмотря на все доводы, у камер, пишущих на кассеты, находится довольно много противников. Кому-то не нравится менять кассеты в процессе съемки (с DVD-дисками – то же самое), кого-то не устраивает длительность процесса перезаписи видео в компьютер (иного пути, кроме как «загонять» в реальном времени не существует)…

Камеры с жесткими дисками (аналогичными тем, что стоят в компьютерах) – это вариант для тех, кому не хочется  тратить время на переброс отснятого видео в компьютер: подключаешь к камере уже привычный по фотоаппаратам и мобильным телефонам USB-кабель – и копируешь файлы на винчестер. Поиск нужного эпизода тоже не составляет труда: не нужно ничего перематывать туда-сюда, просто кликаешь по файлам и смотришь. Все потому, что при каждом нажатии кнопки “Rec” камера создает новый файл в формате MPEG-2 (разновидность видеоформата, читаемого компьютером, открывается с помощью любого медиа-плеера). И, когда вы зайдете на винчестер камеры через USB, вы увидите список файлов: это и будет ваша видеосъемка. Также удобно и удалять ненужные куски прямо в камере: примерно так же, как вы удаляете ненужные кадры с флэшки цифрового фотоаппарата. Это особенно актуальная возможность, так как объем встроенных жестких дисков видеокамер ограничен, а заменить их нельзя! Отсюда и первое неудобство HDD-камер: на диск объемом 60 Гб (на момент написания статьи это был максимум, встречавшийся в описании видеокамер) можно записать от 10 часов видео (в наилучшем возможном качестве) до 40 часов (но о качестве в этом случае говорить не приходится – получите что-то вроде видеосъемки на дешевый цифровой фотоаппарат). Как сказал один из пользователей, «чтобы оно устраивало - это надо либо совсем не иметь глаз, либо иметь телевизор диагональю 14 дюймов!»  Чтобы понять степень «сжатия», напоминаем: 1 час в DV-формате «весит» 13 Гб! Но записывать в таком качестве HDD-камеры не могут. Выбор качества и разрешения съемки находится в меню камер и также очень напоминает выбор качества съемки в фотоаппарате.

В качестве недостатка можно назвать и сложность с обработкой полученной видеосъемки. Нет, монтажу эти файлы, конечно, поддаются, но «на выходе» получаются серьезные потери по качеству (из-за повторного «пережатия»). Дело в том, что формат MPEG-2 изначально предназначен для конечного просмотра, т.е., предполагалось, что видео изначально снимается в DV, обрабатывается и лишь потом кодируется в MPEG-2, чтобы его «поняли» компьютеры и DVD-плееры. HDD-видеокамеры занимаются таким же кодированием, но «на лету», в реальном времени, и качество этого кодирования, к сожалению, оставляет желать лучшего: не такие уж мощные процессоры устанавливают в камерах, а ведь аппаратам приходится еще и другие функции обеспечивать в процессе съемки! Именно поэтому HDD-камеры потребляют много электроэнергии и к ним обязательно нужно сразу же покупать дополнительные, более емкие аккумуляторы.

Не менее важный вопрос – это надежность жесткого диска. Кто из нас не слышал о случаях гибели ценной информации на «накрывшемся» винчестере? (а кто-то и сам пережил такую беду). Конечно, производители заявляют о целых комплексах защиты жестких дисков от резких движений, от ударов и падений, но тем не менее, «убить» жесткий диск гораздо проще, чем флэш-карточку или miniDV-кассету. Поэтому обращаться с HDD-видеокамерой нужно исключительно бережно, информацию вовремя копировать, а еще для пользования такой камерой лучше иметь какой-то опыт съемки: оптических стабилизаторов в них, как правило, не бывает, а электронные с тряской справляются хуже – в результате полученное видео выходит отвратное («слабенькое» кодирование плюс тряска = убитая картинка). Впрочем, профессионалы шутливо замечают: «HDD (и DVD) камеры – не для качества, а для любителей, которые не хотят заморачиваться!». На том и порешим! J

 

Камеры формата AVCHD


Эта «страшная» аббревиатура – на самом деле всего-лишь «супер-мега-продвинутая» разновидность HD-формата, появившаяся на свет только в середине 2006 года. Таких камер на рынке пока немного, но они пользуются спросом у видеолюбителей, которые хотят иметь что-то, отличное от общей массы, быть, как говорится, «на шаг впереди всех». Камеры AVCHD-формата пишут видео на встроенный жесткий диск (в некоторых случаях – на флэш-карту, как фотоаппараты, есть и модели «два в одном»), но качество получаемых файлов выше, чем у вышеописанных HDD-камер. Однако, обеспечение этого качества требует очень немалых ресурсов. То есть, в руках у вас будет уже не просто видеокамера, а почти компьютер (и электричества «кушать» будет соответственно). Есть в таких видеокамерах и довольно неплохой фоторежим – разрешение фотографий, которые могут писаться как на прилагаемую флэшку, так и на жесткий диск, может достигать 2304х1728 (о разрешении фото читайте здесь: "Как выбрать цифровой фотоаппарат для любительских съемок").

Но есть у этого «продвинутого» формата и свои сложности. Во-первых, только для просмотра полученного видео нужно иметь ну очень «продвинутый» компьютер: с частотой процессора от 3,6 мHz и выше, с оперативной памятью от 1 Гб. (О компьютерах – здесь: "Выбираем домашний компьютер"). Также на момент написания статьи не было известно ни одной монтажной программы, позволяющей редактировать AVCHD-видео (хотя такие программы обязательно появятся, можно не сомневаться). Медиа-плееров, способных воспроизводить этот формат – пока тоже единицы. Впрочем, у AVCHD-камер на этот случай имеется возможность писать видео в формате MPEG-2 (как у вышеописанных HDD-камер). В общем, сегодня специалисты говорят, что если вы не очень увлекаетесь редактированием домашнего видео и работаете по принципу: «снял-посмотрел-положил в архив», то формат AVCHD вполне вас устроит. Тем более, что он такой весь из себя новый и «супер-мега». Остается только надеяться, что его не постигнет печальная участь формата MicroMV, о котором сегодня почти никто и не вспоминает. 

Если обобщить все вышесказанное, то сегодня выбирать видеокамеру для домашних съемок следует, исходя из задач:

1) Не хотите монтировать и редактировать – берите DVD либо AVCHD-камеру.

2) Планируете редактировать по принципу «вырезать лишнее» - берите камеру с жетским диском (HDD).

3) Хотите делать серьезный, «художественный» монтаж – выбирайте HDV либо старый добрый miniDV.
 

Общей, не самой приятной тенденцией «видеокамеростроения» последних двух лет можно назвать отсутствие у новых моделей «сквозной» оцифровки – т.е., видео-аудио-входа и возможности перегнать через цифровую камеру аналоговое видео в компьютер. Именно сейчас, когда у многих пользователей накопилось достаточно много записей, сделанных в аналоговых форматах (VHS-C, Video 8, Hi8) и требующих перевода в «цифру» и затем на DVD (просто по причине физического износа ленты в кассетах) – новые камеры с возможностью подключения внешнего источника (видеомагнитофона или старой видеокамеры) стали редкостью. Чьи это «происки» - непонятно, но это факт. Поэтому, если есть планы оцифровывать домашний видеоархив, то имеет смысл сохранить верность miniDV-камерам с возможность оцифровки. Тем более, что слухи о скорой смерти miniDV и вообще кассетных форматов несколько преувеличены. DV не умер и не умрет, как не умирает кино на кинопленке. Правда, производители отчего-то отчаянно пытаются склонить потребителя к использованию менее качественных форматов для домашнего видео, но, к счастью, у нас пока есть выбор, и не всегда между удобством и качеством. Посмотрим, что будет в ближайшее время – быть может, у этой статьи будут еще продолжения! 

И, в завершение, наверное, стоит напомнить: какой бы современной и продвинутой ни была видеокамера, без умелых рук и творческой мысли оператора она остается просто «железкой», пусть и «умной». Удачных съемок!

 

Наталья Буртовая

Новое на сайте