Обратная связь

Актуально!


ШОППИНГ
Опрос


«Взглянуть на мир глазами ребенка». О творчестве Н.Н.Носова

Без преувеличения можно сказать, что мы все выросли на этих рассказах и сказках: «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других веселых и увлекательных произведениях, автором которых был детский писатель Николай Носов.

26 июля 2006 года было тридцать лет, как этого замечательного человека нет с нами, но его герои продолжают жить и находить новых юных (и не очень!) читателей. Сегодня, когда детская литература в нашей стране (как и детское кино, и мультипликация) переживает не лучшие времена, книги Николая Носова помогают заполнять образовавшиеся «пробелы» и в большом количестве присутствуют на витринах книжных магазинов, а практически в каждой семье они стоят на полках.

Несколько лет назад по книге «Незнайка на Луне» наконец-то сняли полнометражный мультфильм и, хотя сюжет его достаточно далек от оригинала, персонажи вполне узнаваемы, да и нарисован он действительно отлично. Популярность мультика доказала, что героев Николая Носова по-прежнему любят… и что нам действительно сегодня не хватает качественных художественных и литературных произведений для детей. И еще – очень любопытно, о чем бы писал Николай Носов, доживи он до наших дней… 

Однако, жизнь самого, пожалуй, интересного русского детского писателя пришлась на другой исторический период.

Родился Николай Носов в Киеве, 22 ноября 1908 года. Ранние детские годы он провел в поселке Ирпень (и тогда, и сегодня это популярное «дачное» место). Николай был вторым сыном в семье – кроме него, был еще старший брат Павел, а также еще брат и сестра, родившиеся, когда Николай был уже подростком. Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом. «В дореволюционные годы, - писал Николай, - на эстраде существовал так называемый квартет «сибирских бродяг». Все четверо участников (и отец в том числе) одевались в ветхую, изорванную одежду, обувались в крестьянские лапти и изображали собою арестантов, бежавших с каторги и пробиравшихся сквозь дебри сибирской тайги к себе на родину».

Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актером. Однако, Николай постоянно увлекался чем-то другим. В школьные годы хотел стать музыкантом и очень долго мечтал, чтобы ему купили скрипку… Как только скрипка была куплена и Николай понял, что учиться музыке не так уж просто (постоянное занудное «пиликанье» бесконечных упражнений и зубрежка скучных пьес), скрипка была заброшена. Школьные годы Николая Носова пришлись на один из тяжелейших периодов российской истории – Первую мировую, а затем и гражданскую войну. Семье Николая пришлось пережить все это сполна: и недостаток продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни – вся семья переболела тифом, к счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он наконец-то выздоровел (почему-то он болел дольше всех), его мать плакала от радости, что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя» - писал он.

После окончания гражданской войны Николай неожиданно увлекся химией: вместе со школьным товарищем он даже организовал лабораторию на чердаке его дома, в котором друзья проводили разные опасные и не очень опыты. «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим!» - вспоминал он. – «Химия мне представлялась наукой из наук». Однако, в то время без окончания профшколы, дающей законченное среднее образование, в высшее учебное заведение было не поступить. А мечтой Николая на тот момент был химический факультет Киевского политехнического института. Николай пошел работать на Ирпенский кирпичный завод, одновременно обучаясь в вечерней профшколе и готовясь к поступлению в политехнический вуз… Однако, перед самым поступлением Николай вдруг передумал – и вместо политехнического поступил в Киевский художественный институт. Незадолго до этого Николай всерьез увлекся фотографией, а вслед за этим – и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. В 1929 году Николай перевелся в Московский институт кинематографии и до 1951 года работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Возможно, кто-то, прочитав все это, задаст логичный вопрос: а как же получилось, что Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель? 

Как он сам рассказывал, в литературу он пришел совершенно случайно. У Николая родился сын и, когда тот подрос, он начал рассказывать ему разные смешные истории, придумывая их на ходу… В какой-то момент Николай понял, что их нужно записать – из всего этого могло получиться что-то интересное: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и теплым уважением».

Это ощущается в каждом его рассказе и каждой повести. При всей внешней комедийности – а произведения Николая Носова еще и чрезвычайно остроумны – он показывает, что дети – это прежде всего личности; его герои – мальчишки и девчонки – живые и настоящие, не изломанные жизнью, не кривляки, с нормальным, здоровым восприятием действительности. Что еще выгодно отличает детские произведения Николая Носова – так это практически полное отсутствие какой-либо идеологии. Несмотря на то, что сочинялись они в годы «расцвета» советской власти. Немногим авторам удавалось в те годы отойти от пропаганды в своих книгах – даже детям в скрытой форме «промывались мозги» на предмет коммунистических идей. У Носова же такого почти не встретишь.

Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» - был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для всесоюзных детских изданий, таких как «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка» - о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят; «Мишкина каша» - в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» - где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» - о школьниках, ставших пчеловодами. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова: несмотря на достаточно обычный исходный материал – пионерские сборы, школьные уроки, разговоры учителей с учениками – в ней необычайно реалистично описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

В одной из сопроводительных статей к сборнику рассказов Николая Носова есть забавный комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!» И в самом деле: сделать хочется, проверено на себе!  Автор статьи -  примерно лет двадцать назад – после рассказов «Каток» и «Горка» подбила всех друзей во дворе расчистить площадку, насыпать кучу для горки,  натаскать воды и устроить все так, как написано у Носова. Однако, шланга с водой для катка нам никто не дал, да и взрослые жители двора стали ругаться – прямо как в рассказах! Но горку мы все-ж таки соорудили и залили… Наверное, каждый  может вспомнить что-то подобное из детства. А кто из нас не хохотал над «Живой шляпой» и «Бобиком в гостях у Барбоса»? Животные в рассказах Носова тоже становились добрыми и юморными персонажами… Удивительно, но современники Николая Носова  рассказывают, что сам писатель был довольно сдержанным, молчаливым и даже замкнутым; он был невысокого роста, с тихим глуховатым голосом. И только взгляд его был цепким, наблюдательным и живым: «улыбался он чаще лишь глазами». Наверное, именно благодаря своей наблюдательности и немногословности писатель мог создавать из подсмотренного в жизни такие смешные и понятные каждому истории. 

В начале 50-х годов пришло время «Незнайки». Всего о Незнайке и его друзьях-коротышках вышло три книги: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Произведения по-своему уникальные.  Поскольку в них никак не объясняется происхождение этого забавного народа – коротышек, не обозначено место их обитания (кто знает, в каком измерении находятся Цветочный, Зеленый и Солнечный города?), и не известен ни точный возраст, ни продолжительность жизни коротышек. И, тем не менее, в этот придуманный и ничем не объясненный мир сразу же начинаешь верить!.. По сути своей и Незнайка, и остальные персонажи – это дети. Дети уверены, что будут жить вечно, а любая «нескладушка» в жизни непременно разрешится и все закончится хорошо. Это вообще главный принцип детского искусства – обязательный «хэппи-энд». Незнайка, Винтик и Шпунтик, Пончик и Сиропчик, Пилюлькин, Знайка и Гусля, и другие – все они заставляют читателя поверить в свое существование, потому что живут «по правде», по-настоящему, мыслят и ведут себя как настоящие дети.

Главный герой Незнайка – типичный мальчишка-непоседа, хвастун и фантазер, из-за своей неуемной энергии и любопытства постоянно попадающий в нелепые ситуации, из которых его (опять же, по закону жанра!) выручают все друзья. Устройство жизни в Цветочном, Зеленом и Солнечном городах – справедливо и естественно с детской точки зрения: никто не посягает на свободу другого, если с кем-то случилась неприятность, все приходят на помощь; нет ни бедных, ни богатых – все равны, и даже товарно-денежные отношения, как таковые, отсутствуют. Конечно, во всем этом взрослый читатель может заподозрить ту самую скрытую коммунистическую идеологию, однако, ребенок, читая книгу, о таком вряд ли задумается.

Сюжеты сказок о Незнайке всем известны и пересказывать их нет необходимости. Особенно отметить хочется лишь третью книгу – о путешествии на Луну. Написанная под впечатлением первых полетов человека в космос в 60-е годы, она оказалась еще и по-своему пророческой. Как известно, в этой сказке Незнайка, а затем и его друзья попадают на Луну. Выясняется, что планета – обитаема, мало того – общественный строй на естественном спутнике Земли оказывается что ни на есть капиталистическим. Конечно же, в итоге, благодаря героям, прилетевшим с Земли, этот строй (вырисованный в самом неприглядном виде) рушится и на Луне воцаряется типичный коммунизм. Но – разве мог Николай Носов предположить, что в этой сказке он описывал… сегодняшнюю Россию? Мог ли он представить  себе, что спустя сорок лет столь сатирически и карикатурно выписанный им строй именно в таком же карикатурном виде воплотится на территории бывшей РСФСР? То, над чем смеялись несколько поколений советских читателей, стало реальностью. Например, вот как сказано о рекламе: «Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете; если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе…» Или о типичных лунных городах: «Чем дальше они уходили от центра, тем реже встречали освещенные витрины магазинов и яркие огоньки реклам. Дома становились все ниже, а окна подслеповатее. Асфальтированные тротуары кончились и пошли просто булыжные, с выбоинами и ухабами и лежащими поперек кучами мусора»… Или: «По-настоящему обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумали»… Всем взрослым читателям хочется посоветовать перечитать на досуге «Незнайку на Луне» и убедиться, насколько это «провидческая» вещь! 

Николай Носов написал достаточно много рассказов и сказок для детей, но до сих пор не все знают, что у него есть и несколько произведений, рассчитанных на более взрослую аудиторию. Прежде всего это, конечно, «Повесть о моем друге Игоре», автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» и циклы фельетонов «Иронические юморески». 

«Повесть о моем друге Игоре» (1970) еще называют продолжением традиции Корнея Чуковского (имеется в виду его повесть «От двух до пяти»). Игорь – это родной внук Николая Носова, за которым он наблюдает с двухлетнего возраста и записывает все интересные и смешные поступки, фразочки и размышления растущего пацаненка. Чрезвычайно увлекательное повествование! Это, по сути, художественный дневник дедушки Носова, каждая запись в котором – проявление любви к внуку и безграничного удивления… «Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, как мне казалось, не замечали другие!» - писал он.

«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е годы. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых шуточках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.

«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о своих детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, - говорил он, - но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…» Несмотря на то, что описываемые события – из его собственной жизни, Николай Носов говорил, что главный замысел этой повести был в том, чтобы показать, что ребенок мыслит и чувствует не так, как взрослый – а понимание этой стороны очень важно для воспитания: «Имея дело с ребенком, взрослый должен стать на его точку зрения, попытаться взглянуть на мир глазами ребенка!»

У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел…

 

Проходит время, однако, персонажи, придуманные Николаем Носовым, не стареют. Да им это и не грозит – даже если и появятся новые, не менее талантливые авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем и на них выросло и вырастет еще не одно поколение. Потому что более искренней, честной и наполненной любовью к детям литературы в России (да и, пожалуй, во всем мире) не найти. И только жаль, что писателю не хватили времени перенести на бумагу все, что он мог бы еще написать…

 

Наталья Буртовая

Комментарии (1)

Внимание! Авторские статьи на этом сайте защищены законом об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное воспроизведение материалов запрещено без письменного разрешения администрации портала.

См. также другие статьи в разделе Знаменитости

Что еще интересного:

  • Редкий вид: «мужчина неавтоводящий»
  • Мотивы осени. Обувь
  • Уход за кухонной посудой
  • Чтобы ножки были безупречны
  • Фотоконкурс "Зверье мое-2" (15-30 сентября 2007)



  • Реклама на сайте
    Найти на сайте:
    Пользовательского поиска


    Мамам:

    Только для женщин!
    Уникальные тесты!

    Наши рассылки



    Рассылка 'Рассылка женского портала Sestrenka.ru'