Наряд невесты: взгляд в историю. Часть 1

Во все времена девушки, собирающиеся замуж, уделяли много внимания тому, как они будут выглядеть на свадьбе. Так уж мы все устроены – в самый торжественный день своей жизни хочется чувствовать себя самой прекрасной и очаровательной. Люди за последние несколько тысячелетий совсем не изменились – и поэтому невесты, жившие и сто, и пятьсот, и даже две тысячи лет назад, чувствовали то же самое, что и сегодняшние будущие жены. И к своему свадебному образу относились так же тщательно.

По истории свадебных нарядов можно проследить не только историю моды, но и культурные традиции разных веков. Некоторые из «модных идей» прошлых столетий прослеживаются и в современных свадебных платьях, а некоторые сегодня могут вызвать улыбку… Так или иначе, проследить, как развивались и менялись свадебные наряды на протяжении многих сотен лет, весьма интересно. Что мы и попробуем сделать.

Первое упоминание о свадебном наряде относится еще к Древнему Египту. Египтянки надевали на свадебную церемонию «калазирис» - кусок материи, обертывавший фигуру от груди до щиколоток, который поддерживался на плечах одной или двумя бретелями. Если уж быть совсем точными, то термин «свадебное платье» существует исключительно в советском лексиконе, так как брак в СССР не мог заключаться в церкви. Во всем остальном мире наряд, в котором девушки выходили замуж, назывался «подвенечным» и зовется так по сей день. Однако, понятие «свадебное платье» успешно прижилось и в целом ошибочным не является. Поэтому в данной статье мы будем употреблять и его тоже.

Первое упоминание о свадебном наряде относится еще к Древнему Египту. Египтянки надевали на свадебную церемонию «калазирис» - кусок материи, обертывавший фигуру от груди до щиколоток, который поддерживался на плечах одной или двумя бретелями. Калазирис был и повседневной, и праздничной одеждой, отличалось лишь качество ткани.

Простота одеяния компенсировалась большим количеством украшений: золотые диадемы, подвески, кольца (в Египте очень любили золото), ручные и ножные браслеты, бусы и амулеты. Многие из украшений несли символическое значение – у египтян было много богов и им посвящалось практически всё.

А белый цвет в свадебной одежде присутствовал еще в Древней Греции. Невесты надевали длинное платье из легкой белой материи, скрепленное застежками на плечах – называлось оно «пеплос».  

А белый цвет в свадебной одежде присутствовал еще в Древней Греции. Невесты надевали длинное платье из легкой белой материи, скрепленное застежками на плечах – называлось оно «пеплос».       А белый цвет в свадебной одежде присутствовал еще в Древней Греции. Невесты надевали длинное платье из легкой белой материи, скрепленное застежками на плечах – называлось оно «пеплос».

На голову невесте традиционно возлагали лавровый венок (это была не только награда за победы и подвиги, но еще и символ целомудрия), либо легкое покрывало цвета солнца (золотисто-желтое) – прообраз фаты. На ноги невесты-гречанки надевали нарядные сандалии из кожи, украшенные золотом и серебром.

В Древнем Риме были похожие традиции, но римляне несколько  усовершенствовали греческий крой. Они предпочитали драпировать невесту с головы до пят в покрывало («фламениум») из тонкой дорогой ткани.

Римляне предпочитали драпировать невесту с головы до пят в покрывало («фламениум») из тонкой дорогой ткани.

Не лишним будет сказать, что традиция надевать на свадьбу не просто самый лучший из имеющихся наряд, но обязательно – новый, то есть, одеваться он должен был впервые, существует уже с этих времен как минимум (а вполне возможно, что и с более ранних лет). 

Следующее упоминание из глубины веков о нарядах невест относится в Византии. Здесь уже отчетливо видна смена идеалов: античная легкость, открытость и простота сменились аскетизмом; красоту человеческого тела стали считать греховной. Соответственно, и свадебный наряд стал целомудренным и закрытым. Византийских невест одевали в туники длиной до пят с длинными рукавами и высоким вырезом, поверх которых накидывалась вторая – из более плотной и тяжелой ткани (впоследствии такой же принцип унаследует и древнерусский свадебный костюм).

 Византийских невест одевали в туники длиной до пят с длинными рукавами и высоким вырезом.      В Византии красота человеческого тела считалась греховной.

Но следует отметить, что обе части наряда богато украшались с помощью золотого шитья, жемчуга и драгоценных камней, а расцветки тканей были разнообразными и яркими: бордовыми, желтыми, оливковыми…

 

Продолжение cледует >> 

Наталья Буртовая

Новое на сайте