Приемы и маленькие хитрости, позволяющие раскрыться на экзамене самым выигрышным образом

Существует мнение, что экзамен – это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто «проваливаются»? И это почти при одинаковом уровне подготовленности. 

Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации. 

1.   Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце – среди «троечников».

2.   Если предыдущий ученик ответил на «3» или «2», продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа.

3.   Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т.е. не говорите: «Это элементарно» и т.д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.

4.   Начинайте с хорошего известного вопроса. Если начинаете со 2-го вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте незнание.

5.   Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.

6.   Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.

7.   При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.

8.   Слушайте предыдущих отвечающих – так вы можете узнать необходимый вам материал.

9.   Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75 – 80% – 20 – 25%. Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может появиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.

10.   Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.

11.   Речь должна быть выразительной:

                   а) акцентируй важные слова;

                   б) изменяйте темп речи;

                   в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности);

                   г) не забывайте о своем внешнем виде;

                   д) следите за мимикой;

                   е) контролируйте свои жесты.

12.   Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замечание, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.

13.   Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замечания (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в знании, а в недостатке времени для подготовки ответа.

14.   Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заведомо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.

15.   Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Искусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько существенных замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь частично несет содержание сдельных замечаний и выгодно звучит. Для этого количество замечаний необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать в выгодном для вас свете.

16.   Перефразирование:

                   а) Вы ошиблись.                                  Да, я перепутал.

                   б) Вы не знаете.                                 Да, я не могу вспомнить.

                   в) Тут вы не правы.                             Да, я не учел.

                   г) Вы неправильно определили.        Да, я не до конца раскрыл.

                   д) Вы забыли сказать.                         Да, я не придал этому значения.

17.   В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы должны быть наиболее яркими.

18.   Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, преподаватель вовлечется в дискуссию, во время которой вы выясните, чем он недоволен, и попробуете наверстать упущенное.

19.   На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на предыдущем экзамене. Вариант 3 и 5 лучше, чем 5 и 3.

20.   В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать такое состояние: я очень-очень волнуюсь, мне очень нужна четверка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы находите нужным поставить. Но все-таки мне очень нужна четверка.

 

Прислал: И. Родин

Новое на сайте