Свадебный обряд русского народа. Приготовления к свадьбе

Продолжение.

С момента обручения до дня венчания обе семьи, а также друзья жениха и подруги невесты принимали активное участие в приготовлениях к будущей свадьбе. В зависимости от времени года и местной традиции приготовление к свадьбе могло занимать до полугода, но обычно этот срок ограничивался месяцем. Этого времени хватало на организацию свадьбы, распределение ролей главных участников, а также выполнение необходимых ритуальных магических действий, направленных на сохранение молодой семьи.

Невесту отпускают к венцу. Рисунок В.П. Рыбинского-1-гоЧаще всего свадьбы играли весной и осенью, после окончания страды – самого напряженного в годовом цикле периода жизни крестьянина, а также зимой. Не назначали венчание на среду и пятницу – эти дни, равно как и тринадцатое число, считались неблагоприятными для свадьбы. Период свадеб открывал Покров Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю, 14-го – по новому), а замыкала масленичная неделя, после которой начинался Великий пост. Праздник Покрова считался покровителем свадеб. Девушки, мечтавшие выйти замуж, в этот день ходили в церковь, ставили свечку перед иконой Покрова Богородицы и молились об удачном замужестве, а перед сном приговаривали: «Матушка-Богородица, покрой землю снежком, а меня молоду – женишком».

В рождественский пост, как и в другие посты, играть свадьбы не разрешалось. Также не венчались во время двунадесятых праздников. Самым благоприятным для заключения браков периодом считался период от Рождества до Масленицы. Следующим после Великого поста благоприятным для заключения брака днем считалось первое воскресенье после Пасхи, которое называлось в народе Красной горкой.

Приготовления к свадьбе отнимали много времени у всех родственников молодых. Распределялись основные свадебные чины: помимо жениха, невесты, их родителей и близких родственников в свадебном торжестве принимали участие назначаемые персонажи: бояре, боярыни, тысяцкий, поезжане, дружка, сваха, спальник, постельничий (постельница), вопленица, а также «младший обслуживающий персонал» - свечники, коровайники, мовники, музыканты и другие. У каждого персонажа были свои функции, благодаря которым свадьба превращалась в хорошо поставленное драматическое действие с определенным сценарием. Среди свадебных чинов были и такие, которые исполняли только дети, например, богоноша – мальчик, едущий с благословенною иконой в церковь впереди молодых, блюдник – мальчик, едущий в поезде кучером со свахой. Сами жених и невеста в день своей свадьбы назывались князем и княгиней, что подчеркивало их главную роль в торжестве. Особую роль в свадьбе играл священник – как правило, он присутствовал только на венчании, а «неофициальная» часть проходила без него, поскольку несла в себе черты дохристианских, языческих верований, и присутствие священника было неуместным.

А.Е. Карнеев. Сборы к венцу. 1858 г.Обязательно на свадьбу приглашали деревенского колдуна. Это преследовало две цели: во-первых, присутствие колдуна на свадьбе служило гарантией того, что на молодых не наведут порчу (например, неудачливая соперница невесты), а во-вторых, сам колдун мог обидеться на непочтительное отношение и разладить свадьбу. Наверное, каждый помнит знакомые с детства сказки, где колдун или колдунья, которых забыли пригласить на свадьбу, обидевшись, заколдовывают невесту.

Несмотря на семейный характер, свадебное торжество далеко выходило за рамки семьи и превращалось в событие для всей деревни.

Самой напряженной в ритуальном смысле была предсвадебная неделя. В это время невеста считалась наиболее уязвимой, любой мог ее сглазить или навести порчу на молодую семью. Поэтому поведение невесты ограничивалось жесткими рамками установленных правил, она совершала минимальное количество движений, символически изображая угасание жизненных функций, переход от жизни к смерти, переговаривалась с родными и подругами причетами и песнями. Невесту везде сопровождали подруги или родные, вели ее под руки, кормили, одевали. В ряде губерний невеста после просватания вплоть до свадьбы ходила в черном платье.

Предсвадебная неделя была достаточно насыщенной: в это время завершалось шитье приданого в доме невесты, невесту возили прощаться с дальними родственниками, она ездила прощаться с умершими близкими на их могилы, подруги невесты ходили по улицам и оповещали всю деревню о готовящейся свадьбе. Все это сопровождалось песнями, присказками, шутками.

Переплетание невестыНепременным атрибутом предсвадебной недели были девичник, баня и переплетание невесты. На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась, исполняя жалобные песни. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы.

Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) – передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу – кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре – в зависимости от местной традиции.

В последнюю в отцовском доме баню невесту также отводили ее подруги. Девушки парили невесту вениками с красными лоскутами, причитали, прощаясь с ней. Песни и причитания на каждый случай были свои. После предсвадебной бани невеста переставала самостоятельно передвигаться, есть, говорила только причетами. Для нее это был очень эмоционально тяжелый период жизни. И сейчас считается хорошей приметой, предвещающей счастливую семейную жизнь, если невеста заплачет в день своей свадьбы. Эта примета уходит корнями именно в свадебные плачи и причитания невесты.

В это же время жених в своем доме устраивал мальчишник, на котором он также прощался с холостой жизнью, однако мальчишник был менее эмоционально и ритуально наполнен, чем девичник. Это и понятно: невеста прощалась не только с девичеством, но и со своими родными и близкими, от которых уезжала, жених же оставался в своем доме. 

 

Анна Тереб

Читайте также:

Свадебный обряд русского народа. Развлечения молодежи и выбор спутника жизни

Свадебный обряд русского народа. Сватовство и рукобитие

Свадебный обряд русского народа. Венчание и свадебный пир

Свадебный обряд русского народа. После свадьбы

Новое на сайте